Выставка живописи А. Ф. Дубова (1937-2000)

Музейные ряды
0+

2 сентября 2022

2 сентября 2022 года в 15:00 в Музейных рядах пройдет торжественное открытие выставки живописи Александра Федоровича Дубова (1931-2000) из фондов Тверской областной картинной галереи. Некоторые работы экспонируются впервые.

По словам искусствоведа, заслуженного деятеля искусств РФ Татьяны Бойцовой: Александр Дубов – один из тех тверских живописцев второй половины ХХ века, которых в те годы принято было называть ведущими. Его имя традиционно упоминается вслед за именами его старших коллег, талантливых и известных по общероссийским художественным выставкам тверских художников: Николая Комиссарова, Василия Волкова, Владимира Москаева и Вячеслава Шумилова. 

А. Дубов из поколения, родившегося в самый канун Великой Отечественной войны. Он из тех, кого в наши дни называют «детьми войны». Как и фронтовикам, этому поколению свойственны были четкая мотивация в искусстве, творческий энтузиазм, целеустремленность и работоспособность.

А. Дубов получил профессиональное образование в Ивановском художественном училище. Окончил его в 1960 году. Едва ли идеи обновления искусства, характерные в те годы для молодежной среды, полностью владело умонастроениями тех отчаянных мальчишек, что съехались сюда после войны из разных городов страны. Отцы большинства из них погибли на фронте, а тяжесть первого послевоенного десятилетия каждый из них чувствовал на себе. Окончив в 1960 году художественное училище, А. Дубов по распределению уехал работать в Красноярск.

Всегда проявляя интерес к смысловой форме произведения, художник написал целый ряд таких работ: «Золотой вечер» (1974), «Сельский почтальон» (1977) и другие. Одаренный способностью декоративно видеть окружающий мир он хорошо понимал свои качества и стремился максимально их реализовать.  А. Дубов всегда любил писать пейзажи. Он постоянно работал над этюдами, с пристрастием изучая особенности этого жанра. Все его произведения в этом жанре построены на натурных наблюдениях, на этюдной основе: «Оттепель. Старый Торжок»(1974), «Волжские просторы» (1977), «Облачный день» (1978), «Перед сенокосом» (1978), «Весной на Радонке» (1978), «Первые проталины» (1996), «Март в Торжке» (1986). В них – вечная, непреходящая красота тверской земли, с веселыми сенокосами, грозовыми веснами, осенними ненастьями, золотым осенним убранством, тишиной заснеженных зим и старых церквей.

Одним из наиболее замечательных произведений А. Дубова стала картина «Осенние свадьбы» (1974). В ней проявились его лучшие профессиональные качества. Одно из самых выразительных его полотен рисует перед нами колоритный, запоминающийся образ красавицы-осени, традиционной поры праздников и веселых свадеб. Он не любил писать безмолвные красоты природы, всегда стремился подчеркнуть в той или иной форме присутствие в нем человека. Потому вне зависимости от жанра картины (будь то пейзаж, портрет, натюрморт или интерьер), мы отмечаем в творчестве А. Дубова сюжетные предпочтения.

С 70-х годов он часто пишет портреты. Как правило, моделями выбирает типажи, в которых можно раскрыться психологически. Он никогда не писал так называемых «генералов». Но в его творческом наследии выстроилась обширная панорама человеческих характеров и типов. Он писал рыбаков, механизаторов, врачей, доярок, студентов, художников, жену, сестру, детей, стремясь добиться наибольшей психологической выразительности.

А. Дубов – единственный из тверских художников, кто писал коллективные портреты. Как бы ни были разнообразны портретные работы А. Дубова, есть среди них некие сокровенные полотна, в которых глубокие личные чувства и переживания художника создали неповторимое обаяние нежных, трогательных образов. Такие произведения относятся к лучшим в его творчестве. Это «Портрет дочери» (1977), «Наташа» (1981), «Моя дочь Наташа» (1981), «Сережа» (1984), «Мальчик с книгой. Портрет сына» (1986), портреты жены.

В последние годы он все больше сосредотачивался на жанре пейзажа, в котором стремился найти психологические решения, привнести в образы природы особый глубинный смысл.  И это ему удавалось. Он очень много работал, не давая себе отдыха. До конца дней будучи опытным живописцем А. Дубов оттачивал свое мастерство, постоянно упражнялся в этюдной работе, изучал особенности того или иного освещения в природе и т. д. Как и мастера старшего поколения, он отстаивал реалистическую школу, чтил профессию художника и видел в ней свое служение русской культуре.

В наши дни в центре Твери на доме № 3 по улице Серебряной установлена мемориальная доска, посвященная А. Дубову. Здесь размещалась мастерская художника.