22 мая, 2020

Торжок и усадьбы Львова

Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова предлагаются к включению в список памятников всемирного наследия UNESCO как серийный объект.

Торжок - один из древнейших русских городов - обрёл свой нынешний архитектурный облик в конце XVIII - первой половине XIX века, когда культурно и экономически он представлял собой единство с окрестными усадьбами и их владельцами. Это было обусловлено тем, что в 1762 году вышел Указ о вольности дворянства, благодаря которому оно получило возможность подолгу жить в собственных поместьях. Хозяйственно-усадебная жизнь обеспечивала благосостояние дворянства, а строительство загородных и городских усадеб в уездных центрах способствовало перенесению высокой культуры в провинцию.

После пожара 1766 года, уничтожившего центральную часть Торжка, был разработан генеральный план (1779), по которому город застраивался до 1917 года. Тон же развития архитектурного стиля в Торжке задал Николай Львов, один из главных столичных архитекторов екатерининской эпохи, кому принадлежит заслуга распространения идей Палладио в России.

Собственное родовое имение Николая Львова в Никольском-Черенчицах и связи, нередко дружеские и родственные, с владельцами соседних усадеб объясняют концентрацию его памятников именно в Новоторжском уезде.

Для древнейшего городского монастыря Львов по указу Екатерины II спроектировал Борисоглебский собор и колокольню, ставшие главными градостроительными доминантами. Вдохновляясь внешним обликом виллы Ротонда Палладио и переосмысляя планы Себастьяно Серлио, он проектирует громадный собор, увенчанный по православной традиции пятиглавием. По контрасту с величественным и строгим экстерьером, интерьер поражает своей лёгкостью и своеобразием трактовки классической традиции. Архитектурная композиция колокольни составлена из нескольких объёмов и увенчана бельведером, одним из излюбленных мотивов Львова. В самом центре города на бывшей Красной площади над источником по его чертежам выстроена ротонда. Художественные решения Львова рефреном отразились в позднейших постройках города. Последующие архитекторы, среди которых прославленный зодчий Карло Росси, встраиваясь в городскую среду Торжка, учитывали существующие главные доминанты.

Связанный с городом венок новоторжских усадеб показывает развитие и разнообразие архитектурного языка Николая Львова. В усадьбе Знаменское-Раёк, признанной эталонным образцом построек этого типа, он раскрывается как последовательный палладианец. Господский дом и уникальную колоннаду, очерчивающую овальный двор, отличает строгость и простота внешних форм. Интерьеры сохранили сложно разработанную, но не избыточную декорировку и роспись.

Центральный зал усадьбы перекрыт двойным куполом - нижняя оболочка прорезана круглым окулюсом в подражании римскому Пантеону, а верхняя отражает вниз свет из расположенных между ними окон.

В других усадьбах сохранились в основном лишь храмы. Как большой мастер, никогда не повторяясь, Львов варьирует здесь казалось бы одни и те же приёмы - плановые решения, разработанный им тип двойных куполов, портики, колоннады, - находя новые художественно-пространственные, композиционные и пластические решения. Технические и хозяйственные постройки имений обыгрываются в духе романтизма: погреба-холодильники в виде пирамид, мосты и кузницы из каменных глыб. Львов, являясь теоретиком и практиком садово-паркового искусства, большое значение придавал связности архитектурных построек с окружающей природой.

Новоторжские усадьбы неотделимы от литературной жизни Львова. Наряду со своим ближайшим другом и родственником Г.Р. Державиным, величайшим поэтом того времени, Львов как поэт-сентименталист пишет в основном об интимном счастье человека. Идеальный мир львовской усадьбы создавался им как торжественный и по-домашнему уютный. Идеи Николая Львова оказали значительное влияние на формирование архитектурного образа усадебной культуры по всей России.

Таким образом, архитектура Торжка и окрестных усадеб наиболее полно отражают деятельность Николая Львова как переводчика и последователя Палладио, инженера-изобретателя, теоретика садово-паркового искусства и поэта-сентименталиста.

 

Арсений Петров, кандидат искусствоведения, эксперт по культурным ценностям, аттестованный Росохранкультурой.

© А.С. Петров

 

Портрет Н. А. Львова. Художник Кашенцев, литография Мошарского. XIX в. © Государственный исторический музей

 


 

 


()

Назад

Комментарии:

нет комментариев

Добавить комментарий




captcha

  Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Cloudim