29 июня, 2020

ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ

ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ

География миссионерской, апостольской деятельности тверитян не менее поразительна, чем участие наших земляков в кругосветных плаваниях и открытии далёких земель в Мировом океане. Посудите сами. Архиепископ Николай, уроженец нынешнего Оленинского района, канонизирован Русской Православной Церковью как равноапостольный Николай Японский, креститель Японии. Архимандрит Аввакум (Дмитрий Честной), сын священника села Бабино Старицкого уезда, много лет возглавлял православную духовную миссию в Пекине и входит в число троих самых великих русских китаистов. Епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси и святитель, торопчанин по рождению, много сделал для обращения в православную веру эскимосов, алеутов и других коренных жителей северо-запада Америки. Святитель Гурий, выходец из Селижаровского Троицкого монастыря, стал первым епископом Казанским после присоединения Казанского царства к России в эпоху Ивана Грозного, положив начало крещению поволжских татар.
Ещё одно имя в этом ряду - преподобный Трифон Печенгский, «северный апостол», как его нередко именуют в богословской и светской литературе. Велики и необыкновенны его заслуги в продвижении православия до берегов Северного Ледовитого океана на Кольском полуострове и в Лапландии.
Достоверно известно, что преподобный Трифон (в миру - Митрофан) родился в 1485 году и был сыном священника Крестовоздвиженского храма в Торжке. Из его жития можно узнать, что с юных лет мальчик предавался постническим трудам, был кроток и милостив. Однажды в лесу во время молитвы он услышал голос: «Я, милующий вас, вспомнил о тебе. Не здесь твое место - ступай в землю пустынную, жаждущую, где не ходил еще никто и не обитал ни один человек». Повинуясь небесному призванию, юноша Митрофан решил идти с проповедью о Христе на впадающую в Ледовитый океан реку Печенгу, к язычникам-лопарям, о жизни которых он знал из рассказов новгородских рыбопромышленников, нередко торговавших в Торжке.
Русские в ту пору бывали на Печенге не часто, лишь для промысла рыбы и зверя. Придя к лопарям, преподобный изучил их язык, обычаи, верования и стал проповедовать им веру Христову. Он преодолел много трудностей, перенёс гонения и побои, но не отступил от апостольского служения. После долгих трудов и скорбей проповедника значительное число лопарей, живших у Печенги, уверовали в Христа.
В первые 20 лет Митрофан не крестил новообращённых, поскольку не был священником. Но впоследствии он приехал в Новгород к архиепископу Макарию для получения грамоты на построение церкви и определения к ней священнослужителя. И в северном краю началось строительство первого православного храма, завершившееся в 1532 году. Три года храм стоял без освящения, но преподобный нашёл в ещё малолюдной тогда Коле иеромонаха Илию и убедил его идти с ним на Печенгу. Тот освятил храм, крестил обученных вере лопарей и постриг в монашество самого проповедника с именем Трифона. Так в 1535 году положено было основание монастыря во имя Святой Троицы, самого северного и по сей день в православном мире. Преподобный Трифон не хотел быть игуменом и назначил настоятелем новой обители инока Гурия.
В 1556 году Трифон ходил в Москву и возвратился в обитель с богатыми царскими дарами: он получил церковную утварь и колокола, принёс грамоту царя Иоанна Грозного на владение окрестными землями и водами. Царевич Фёдор Иоаннович подарил ему свои царские одежды с наказом перешить их в церковные.
Житие содержит немало примеров духовных подвигов Трифона. Однажды он купил в Коле ручные жернова и нёс их на плечах до самой Печенгской обители, сказав ученикам: «Лучше мне повесить на шею мельничный камень, чем смущать братию своею праздностью». В течение восьми лет подряд, когда земли на Печенге страдали от морозов и неурожаев, преподобный ходил с несколькими иноками в новгородские земли, просил подаяния и отправлял собранное в монастырь.
Трифон прожил на Печенге около 60 лет, преставился 15 декабря 1583 года (в этот день празднуется память ему) и погребён близ Успенского храма. По преданию, просветитель лопарей был небольшого роста, крепок, несколько сгорблен, с длинной седой бородой. Таким он и изображается на иконах. Преподобному Трифону молятся путешествующие по суше и по воде, получая сбережение от опасности.
Святой предрекал перед своей кончиной, что монастырь и его обитатели подвергнутся нападению врагов и претерпят тяжкие лишения. Действительно, в 1590 году на самый праздник Рождества Христова на монастырь напали шведы. Они убили игумена Гурия и с ним 51 инока и 65 мирян; сам монастырь был сожжён и разорён до основания. Житие свидетельствует, что «безбожные убийцы не избегли праведного суда Божия. На обратном пути они заблудились и почти все погибли от голода».
Царь Фёдор Иоаннович повелел вновь отстроить обитель, но, в целях её безопасности, уже в Кольском остроге. На месте разрушенного монастыря воздвигли церковь во имя преподобного Трифона, «страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца», а над могилой святого - храм в честь Сретения Господня.
Но беды не оставили обитель, и в 1619 году она сгорела. Повелением царя Михаила Фёдоровича монастырь был построен вновь - за рекой Колой, где Печенга впадает в Ледовитый океан, и назван Кольско-Печенгским. Здесь и покоились мощи преподобного Трифона. В 1764 году, при проведении церковной реформы, монастырь был упразднён, но в 1886 году решением Синода восстановлен «для распространения и утверждения истинной веры Христовой в отдалённой окраине нашего отечества».
Великий русский историк С.М. Соловьёв не обошёл вниманием в своей «Истории России с древнейших времён» деятельность преподобного Трифона: «Русские иноки отправлялись в разные стороны на север и восток, преодолевая на пути величайшие трудности, терпя голод, подвергая опасности жизнь - всё это с одною целью распространить христианство... Пустынник Феодорит крестил кольских лопарей; Трифон распространял христианство у лопарей, живших на реке Печенге».
При советской власти обитель сохранялась как действующая до 30 января 1984 года, когда в возрасте 110 лет скончался последний из печенгских монахов отец Акакий. В 1997 году началось возрождение монастыря, но 1 декабря 2007 года он выгорел дотла из-за небрежности при проведении ремонтных работ. Соборный храм Рождества Христова был исключён из перечня памятников истории и культуры Мурманской области ввиду его физического уничтожения.
После всех войн и последнего пожара у Трифоновской обители осталось только два храма: Борисоглебский (на самой границе с Норвегией, доступен для верующих только два раза в год) и новая маленькая церковь в посёлке Печенга. Но братия и прихожане прикипели душой и сердцем к обители преподобного Трифона, монахи живут в палатках, питаются в воинской столовой. А недавно руководство Мурманской и Мончегорской епархии приняло решение перенести монастырь в соседний посёлок Луостари. Самая северная в мире православная обитель будет построена заново на месте Успенской пустоши, где любил жить преподобный Трифон, и где находится его могила. Проект полностью разработан и производит сильное впечатление. В Мурманске, на Кооперативной сопке, под наблюдением настоятеля отца Геронтия полным ходом идёт строительство монастырского подворья - поразительной красоты деревянного комплекса. Возводится надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, построены 4 келейных корпуса, гостиница для паломников, проведены дороги. Храмы, часовни, хозяйственные постройки обнесены высокой бревенчатой стеной со сторожевыми башнями, купола храмов сделаны без единого гвоздя.
Мурманчане всё чаще стремятся побывать на родине самого почитаемого святого Кольского полуострова - в тверском городе Торжке. Уже не одна паломническая группа с севера побывала здесь. Всерьёз прорабатывается вопрос об установлении побратимских отношений Мурманска и Торжка. Да вот беда: Крестовоздвиженский храм в Торжке, откуда начал свой подвижнический путь сын местного настоятеля отрок Митрофан, ставший святым Трифоном Печенгским, пребывает в запустении. Надеемся, что через недолгое время в нём всё же возобновится приходская жизнь. В этом заинтересованы не только новоторы, но и жители северных земель России.

Автор профессор В. М. Воробьев


()

Назад

Комментарии:

нет комментариев

Добавить комментарий




captcha

  Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Cloudim