20 сентября, 2020

Культурная ботаника

Культурная ботаника

Занимательная ботаника
Красный цветок
в сказке «Валентина и Валентин»
(из собрания Н. А. Елоховского)

Прослушать сказку по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=yZWsz-h_u5o&list=PLBrh9z_Eq_6dQutANUR6Sg9kaNYgB-o3d&index=15

Красный цветок - волшебное растение, в сказке «Валентина и Валентин» - оно играет решающую роль в противоборстве двух персонажей - ведьмы и пастуха.
Сюжет сказки таков: в лесу находится замок колдуньи, жених Валентин и его невеста Валентина отправились вечером погулять в лес и случайно оказались на «запретной» территории. Внезапно появилась колдунья, превратила девушку в соловья, а на слезные мольбы Валентина отпустить его возлюбленную, никак не отреагировав, исчезла. Валентин становится пастухом.
И однажды снится «... ему сон, что надо найти красный цвет, который растет в горах». Главный герой, четко следуя указанию сна, находит цветок, легко проникает в замок, одерживает победу над ведьмой, освобождает Валентину и заодно освобождает от чар множество других девушек-жертв.
В сказке не упомянуто название волшебного цветка, он назван иносказательно.
Можно предположить, что это роза или мак. Сама символика «красного цвета» указывает на сакральную сущность растения. Красный - цвет силы, здоровья, богатства, чистоты, любви, а также - цвет магии и опасности, исходящей из потустороннего мира (по преданию, проклятые девушки живут у лешего и обучаются ворожбе, носят красные сарафаны; вспомним и «Красную свитку» Н. В. Гоголя). В авторских сказках тоже преломилась фольклорная традиция, связанная с волшебным растением из потустороннего мира, охраняемым враждебной силой («Аленький цветочек» С. Аксакова).
Однако мы уже можем проследить тенденцию, что сакральный цветок в фольклорных и авторских сказках не называется прямо. Возможно, именно потому, что это цветок мифологический, не существующий в реальности, но аккумулирующий в себе черты и легенды, связанные с разными цветами.
Так, роза изначально была символом девичьей красы, здоровья и любви. Возлюбленную часто сравнивают с розой. В древнегреческом мифе говорится, что алые розы появились из крови возлюбленного Афродиты Адониса. Поэтому роза стала символом любви, побеждающей смерть, обозначает вечное возрождение. Свадебные букеты составлялись именно из красных роз. Помимо этого, как заметили древние греки, роза предотвращает опьянение, «не дает языку развязаться», в связи с чем она особо почиталась участниками праздника в честь бога виноделия Диониса и являлась символом таинственного молчания. Заметим, что обретя цветок, герой побеждает ведьму молча, не вступая в переговоры и разъяснения.
Мак также издревле считался символом девичьей красы, а среди христиан было распространено поверье, что маки выросли из невинно пролитой крови Христа. В славянской символике мак, с одной стороны, олицетворяет продолжение рода, является символом плодородия, с другой стороны, благодаря своим наркотическим свойствам, цветок зачастую использовали в магических целях. Например, маковыми зернами обсыпали коров, хлев, чтобы ведьмы не воровали молоко. Напиток из мака стирает границу между жизнью и смертью, дает возможность перехода между мирами, открывает для человека возможность метаморфоз. Мак - цветок амбивалетный: он несет в себе как жизнь, так и смерть, забвение, сон. Возможно, вещий сон героя о «красном цвете» косвенно отсылает к горному маку. Возможно, мак - необходимый атрибут пастуха в борьбе с ведьмами.
В фольклорных волшебных сказках всегда отражаются важные рубежи в жизни человека и общества: рождение, свадьбы и смерть. Зачастую прослеживается идея, что для рождения нового (сильного, молодого, красивого) старое (уродливое, больное, неправильное) должно умереть, то есть добро должно победить зло. Большинство волшебных сказок посвящены именно свадьбам как необходимому этапу в сохранении стабильного благополучия в социуме. Люди, вступившие в брак, считались успешными, взрослыми, правильно реализующими свои возможности. Только вступив в брак, молодые получали полные имущественные права и повышались в социальном статусе. Поэтому большинство сказок имеют различные вариации свадебного мотива: жениться непросто, для этого герои вынуждены повзрослеть через преодоление различных препятствий, пройти инициацию, обрести силу, знания, умения.
Именно об испытании молодых людей перед свадьбой повествует сказка «Валентина и Валентин». Однако важно отметить, что на одной чаше весов в сказке - жизнь, становление новой семьи, на другой же - смерть старухи. Жизнь и смерть в сказках тесно связаны.
Фольклорные сказки насквозь пронизаны символикой. И ярким символом свадьбы является цветок папоротника.
Недаром у цветущего папоротника, который в реальности не цветет, в славянской мифологии огненная или световая природа. Такие же «огненные» глаза в сказке у ведьмы-совы. Таким образом, выстраивается бинарная оппозиция: красный цвет становится полем борьбы добра и зла, своего и чужого.
Красный пронизывает весь текст:
-в заглавии в именах героях заметен оттенок красного («ал»);
-в значении девичьей красы («А если подойдет красивая невинная девушка колдунья привращала их в птиц»);
-в обозначении красоты пограничного времени, указание на закат («А вечер был прекрасный»);
-упоминается птица «красношеечка» («моя пташечка, красношеечка...»; соловей-красношейка - реально существующая птица, а в Торжке лепили свистульки из красной глины в виде птиц с красной грудкой);
-часть текста сказки написана красными чернилами - с момента превращения девушки в птицу до временной границы «солнце село»);
-красное солнце (красный цвет несет в себе семантику света, освещения, например, «Сова с огненными глазами три раза пролетела кругом». Кроме того, солнце, наравне с цветами, является символом девичьей красоты. Поэтому знаково, что с заходом солнца жених теряет невесту, красота прячется, и появляется уродливая колдунья);
-красный цвет (цветок).
Соответственно, второй цвет в сказке - черный (как отсутствие света, темнота). Черный цвет не называется, но подразумевается. Небольшой фрагмент с красными чернилами окольцован текстом черных чернил.
Черный:
-густая чаща, где легко заблудиться («В чаще густова, большого...»);
-это смерть («испугался до смерти»);
- это ночь, то есть время, когда солнце садится, а «месяц в корзинку глядит», время сна. Важно отметить, что солнце считалось покровителем жизни, живых, а месяц - светилом мертвых, владыкой царства сна и смерти.
Таким образом, момент борьбы отражен на уровне цвета и затрагивает не только отношения между представителями разных социальных слоев (пастуха и ведьмы), но и подчеркивает вечное противоборство в природе (дня и ночи, солнца и луны и т.д.).
Цветение папоротника, по поверью, выпадает на «свадьбу природы», высшую точку в динамике развития природы и социальных отношений (троицко-купальский цикл, женитьба солнца).
«Троицко-купальско-петровский период называют иначе зелеными святками. Природа достигает своего пика в развитии, всё буйствует, цветет. Это отразилось в рассказах о добывании человеком растений и трав, обнаруживающих свои необычные свойства лишь раз в году» . Широко известен обычай сбора трав в купальскую ночь. «Собранные травы клали под подушку в надежде на вещий сон» (для гаданий). В рассматриваемой сказке как раз упоминается вещий сон пастуха о «красном цвете».
Именно в купальскую ночь цветет папоротник, олицетворяя собой солнце.
Перед человеком, добывшим цветок папоротника, не испугавшегося нечистой силы, открываются невероятные возможности. Однако цветок лишь снимают пелену с глаз, открывает знания, делает человека ведающим, но не приносит счастья или богатства.
Существует общеславянское предание о том, что цветок папоротника отпирает все замки. Это нашло отражение в сказке: добыв цветок, Валентин «пошел к замку идет перед ним все двери разтворяются».
По белорусским поверьям, папоротник показывает, какой вред и кому причинили ведьмы и как можно исправить ими содеянное. Именно благодаря волшебному цветку, герой «дотронулся до одной корзинки и место соловья стала Валентина. И тогда он всех освободил от чар».
Актуализируется демоническая сфера: человек должен бороться с чертями и ведьмами за волшебный цветок. В быличке украинцев Закарпатья говорится, что человек, решившийся добыть цветок папоротника в ночь на Иванов день, должен в течение целого года делать большую корзину из осиновых прутьев. Корзина, надетая на голову, - оберег от нечистой силы.
В сказке неоднократно упоминаются «корзинки».
Корзины - необходимый предмет в обиходе любого крестьянина: в них хранят урожай. Это символ сытости, богатства. У колдуньи в сказке - особый урожай, девушки-птички. Это волшебный ларец, в котором хранится «золото». К образу корзины в сказке примешиваются коннотации несвободы, замкнутого пространства. Это своего рода «птичья клетка». Интересно и проклятие, которое бросает ведьма Валентину, похоже на суровое напутствие: «Привет тебе, захиль когда месяц в корзинку глядит! Развежи захиль в добрый час».
Цветок папоротника вкладывает в ранку на ладони, чтобы не потерять его в борьбе с нечистой силой. И с зажившей ранкой обладатель магического цветка может открыть любой замок - одним прикосновением. У Валентина вместо меча как символы войны, физической мощи, поединка волшебным предметом выступает цветок, символ мира, красоты, магических знаний. Главный герой побеждает «чужое» пространство только прикосновением: «Валентин дотронулся до калдуньи и она померла. Он дотронулся до одной корзинки и место соловья стала Валентина».
По преданиям жителей Далмации, прежде всего цветок папоротника забирают ведьмы, без которого они теряют свою силу. Нечистая сила стережет цветок перед полуночью.
Естественно, что именно с помощью папоротника легче всего победить ведьму. Сказочная колдунья обладает признаками медузы Горгоны, из крови которой рождаются красные кораллы. От её чар люди превращаются в камни («Когда человек подходил к замку на сто шагов, то он не мог двинуться с места», «Валентин не мог шевелнуться, словно окаменел»). Помимо того, защищаясь от Валентина, колдунья «стала плеваться ядом».
Символика папоротника амбивалентна - колдуний цветок, святая папора. Добыть его можно вдали от звона колоколов и где не слышно петушиного крика (в потустороннем, демоническом пространстве), либо подготовив себя длительным постом и молитвой.
В тексте появляется амбивалентное пространство гор: с одной стороны, горы - святое пространство (Фаворская, Синайская гора, Афон), с другой стороны - это место сбора нечистой силы (шабаш ведьм на Лысой горе).
Неслучайно в сказке добывать цветок идет представитель такой же амбивалентной профессии - пастух (он и презренный, как занимающийся грязным трудом, и высокочтимый в народе, как человек, обладающий тайными знаниями).
Упомянуто, что Валентин «долго был пастухом». Таким образом, появляется мотив терпения - чуда нужно дождаться.
В сказке чудо, как и в славянской мифологии, имеет календарную природу.
Оно случается редко, зато в определенный срок. Недаром с помощью папоротника именно пастух одерживает победу над ведьмой: в сознании славян пастух - защитник скота от вредоносного влияния ведьм, которые, прежде всего, воруют чужое молоко. Пастух владеет знаниями не только о полезных травах, их свойствах, но и знает обереги, то есть на него возложена функция спасения людей от возможного голода.
Итог сказки вполне закономерен: герой преодолел трудности, обрел необходимые умения, спас невесту из заточения, женился и счастлив.
По украинскому поверью, «когда цветет папоротник, муравьи в муравейнике масло бьют и выбрасывают его наверх, взять его можно только до восхода солнца, а потом оно растает» . Это поверье перекликается с присказкой.
Присказка «Вот вам сказка, а мне кринка масла», с одной стороны, возвращает слушателей из путешествия по волшебному миру в реальность, а с другой, свидетельствует о том, что сам сказитель (бабушка) также причастен к сакральному пространству, откуда ему перепадает «волшебное» угощение.
Проанализировав роль «красного цвета» в сказке «Валентина и Валентин», мы отметили, что безымянный цветок соединяет в себе черты нескольких значимых в фольклоре и культуре растений - розы (символ победы любви и жизни над смертью, молодого над старым), мака (мотив вещего сна, взаимопроницаемости профанного и сакрального пространств) и папоротника. Волшебные свойства папоротника нашли наиболее полное отражение в тексте (папоротник связывает в сказке все предметы и героев: пастуха, колдунью, солнце и месяц, корзинки ведьмы с сокровищами и неупомянутую корзину пастушью как оберег от ведьмы, образ цветка прокладывает мостик между совершенно бытовой деталью крестьянского мира, кринкой масла, и поверьем о волшебном «муравьином» масле в купальскую ночь). С помощью волшебного цветка герой обретает нужные ему знания, открывает все двери, исправляет причиненное ведьмой зло (возвращает девушек к жизни), находит самый важный клад - невесту.

Екатерина Вихрова по итогам филологической лаборатории по анализу сказок из собрания Н.А. Елоховского в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Образование, интегрированное в культуру», 14 августа 2020 года, Село Никольское Торжокского района.

Использованная литература
1. Агапкина Т.А. «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл». М., 2002.
2. Балто-славянские исследования. М.: Наука, 1981.
3. Кононенко А.А. Роза / Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии. [Электронный ресурс] // https://history.wikireading.ru/406369 (Дата обращения: 15.08.2020).
4. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2005.
5. Образ леса в русском фольклоре. [Электронный ресурс] // https://folklor-mythology.ru/obraz-lesa-v-russkom-folklore/ (Дата обращения: 15.08.2020).
6. Панасова Е.П. Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи. Автореф.дисс...кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2007.

 

 

 


()

Назад

Комментарии:

нет комментариев

Добавить комментарий




captcha

  Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Cloudim