День второй: симфония рисунка. На фестивале «Россия в узорах» представили искусство народов постсоветского пространства.

Второй день Межмузейного передвижного фестиваля «Россия в узорах» начался с марафона лекций. Собравшиеся ознакомились с традиционными узорами народов Кавказа и Средней Азии, Поволжья и Прибалтики.


Солярность и сияние


– Продвижение российского культурного кода напрямую связано с сохранением этнического многообразия, традиций всех народов, населяющих нашу страну, – отметила Лариса Попова, заведующий отделом этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея.На примере экспонатов, хранящихся в коллекции РЭМ, она рассказала о приемах древних мастериц и загадках этнических орнаментов.
Изогнутые линии, вихревые розетки, солярность и сияние пластично окутывают женскую фигуру в туркменском народном костюме. Индийские и китайские традиции угадываются в уйгурском девичьем платье: тончайшие оттенки шелка дают мягкие радужные переходы цвета. Узбечки с помощью вышивки могли превратить в настоящее произведение искусства даже не самую качественную, в очесах, ткань. Неповторимая техника ферганских мастериц, где вышивка соединялась со стежкой, позволяла создать объемный, рельефный узор. Новоторов, что вполне объяснимо, очень заинтересовали образцы бухарского золотного шитья. А пёстрая геометрия, свойственная таджикам, вышитые крестиком птицы и кони, растительные орнаменты удивительно напоминают поволжские мотивы. Воистину – искусство не знает границ.


Вышивка впрок
Орнаментальное искусство Поволжья стало отдельной темой. Наталья Кашпар, научный сотрудник РЭМ, познакомила собравшихся с традициями чувашской вышивки. Она подчеркнула: этот промысел имеет очень древние корни, и его традиции оставались живыми и актуальными даже в послевоенные годы.
Чувашские мастерицы, как правило, не использовали пяльца: они садились на край холста, а другой просто натягивали рукой. Очень часто вышивку «заготавливали впрок»: украшали ей не законченные изделия, а заготовки, раскроенную ткань. Аутентичным приемом народов Поволжья стала вышивка «по кумачу», «по крашенине» – на отбеленную ткань наносились красные полосы, и именно по ним вился вышитый орнамент. Золотная нить, кстати, здесь тоже использовалась, ей иногда обводили контуры.
А знаете ли вы, что изнанка старинного костюма тоже хранит символ, шифр и смысл? Искусство набойки, которую в Средней Азии использовали для подкладочной ткани – одно из интереснейших направлений для исследований. Кто «задавал тон» – резчик, изготавливающий штампы, или мастер, окрашивающий ткань? Штампы для разноцветной набойки требовали от резчика незаурядного мастерства. Они сами по себе – произведение искусства, «матрицы» соединяются, как пазлы, и выпадение даже одного элемента сделало бы создание узора невозможным. И наконец, искусство набойки и окрашивания тканей многое может рассказать о первых химических опытов наших предков.


Почувствовать стежок


Полученные знания закрепили на мастер-классах. Участники фестиваля научились «расщеплять» шерстяную нить, особым образом «подкручивать» и «выгибать» в сторону стежок, сочетать три оттенка красного, чтобы подчеркнуть объем лепестков и ягод в мухуской вышивке.
– Иглой вы должны почувствовать предыдущий стежок, даже не считая нити, – говорит Елена Падьюс, специалист по мухуской вышивке, – Ткань на пяльцах не должна быть туго натянута, игла идёт, как утюжок.
В соседнем зале нити пересчитывать, наоборот, надо. Здесь осваивают такой необычный вид отделки, как вышитые пуговицы, а обережный узор создают в технике набора.
– Это одна из самых архаичных техник. Она возникла в одно время с освоением ткачества. Угловатые геометричные контуры, заполненные ярким узором, можно найти практически у всех народов, – рассказывает Екатерина Хохлова, ведущая мастер-класса. И добавляет: в старину мастерицы говорили, что «лицо» вышивают для людей, а изнанку – для Бога. Чистая, без длинных переходов, узелков и «хвостов» оборотная сторона вышивки считалась признаком творческой совести умелицы. Но, как показывают образцы, хранящиеся в музеях, справлялись с этой задачей не все и не сразу.
Рядом варят красящий состав для пряжи из корня марены и золотарника (он, кстати, даёт вовсе не золотой, а зелёный цвет).
– Не варят, а заваривают: трава должна томиться, а не кипеть – поправляет ведущая Катерина Кондратьева, – Очень важно взять для окрашивания именно натуральные нити. Если есть примесь синтетических волокон, то они не прокрасятся. Вы могли слышать: чтобы закрепить цвет и сделать его интенсивнее, надо использовать уксус. На самом деле это не «закрепляет» цвет, а нейтрализует щелочную среду, останавливает химические процессы, происходящие при окрашивании. В старину в деревнях могли использовать для этой цели ревень, щавель и даже рассол из-под квашеной капусты.
Словом, второй день фестиваля был полон впечатлений. Впрочем, на завтра остался солидный запас интересных фактов и новых знаний, марафон мастер-классов будет продолжен.