Дмитрий Честной – архимандрит Русской православной церкви, российский востоковед

             

Текст составила С.Н. Антонова, зав. отделом ВИЭМ «Странноприимный дом»

День памяти 10 (22) марта 1866г.

     Его имя почти забыто и не упоминается в дореволюционных богословских словарях и энциклопедиях. В Первом томе «Православной энциклопедии» статья «Аввакум (Честной)» занимает всего один столбец. О деятельности этого выдающегося миссионера и китаеведа мы сегодня вспомним.

   Аввакум – в миру Дмитрий Семенович Честной, родился 18 сентября  1801 года в погосте Рожок, Тверской губернии, Осташковского уезда в семье священника Семена Димитриева Честного. Погост Рожок располагался в 30 верстах от Осташкова на озере Селигер, по правую сторону Старорусского тракта.  Дата рождения Аввакума, указанная в «Русском биографическом словаре» и «Тверских епархиальных ведомостях» под 1801 годом, вызывает у исследователей некоторое сомнение.  По другим источникам –  Дмитрий Честной родился в 1804 г.

     Сведений о семье Честных сохранилось не много. В 14 лет Дмитрий поступил в ученики Старицкого уезд­ного училища: «Поведения честного, способностей хороших, прилежания изрядного, успехов очень хороших» – следует из документов духовного училища.

     К 1815 г. семья священника Семена Дмитриевича Честного переехала в Старицкий уезд в село Бабино (впоследствии Никольское), расположенное в 50 верстах от Старицы, где имелась церковь, в которой мог служить отец Дмитрия.

      Следующие сведения о Дмитрии Честном относятся к 1817–1819 годам. Он упоминается в списках, присылаемых из уездных училищ в Тверскую духовную семинарию, в числе «поступивших в высшее отделение низшаго отделения», где обучался весьма успешно. Во всех сохранившихся ведомостях отмечаются хорошие способно­сти и прилежание, отличные успехи и «отлично честное» поведе­ние. Затем было обучение в Санкт- Петербургской духовной академии. По окончании академического курса 19 ноября 1829 года Дмитрий принял постриг и имя Аввакум в Александро-Невской Лавре, был рукоположен в иеромонахи и принял решение отправить­ся в Пекин миссионером в составе 11-й русской мис­сии.

     Основы китайского языка отец Аввакум в 1830 г. начал изучать еще в Кяхте под руководством известного китаеведа – отца Иакинфа (в миру – Никита Яковлевич Бичурин), на которого произвел благоприятное впечатление.

     Жить в Пекине отцу Аввакуму было определено на окраине города. Там незадолго до его прибытия была восстановлена и освящена церковь в честь Успения Божией Матери. Пастырская деятельность отца Аввакума –обращение в Православие среди прихожан, была непростым делом. Для чтения своим прихожанам он переводил на китайский язык поучения, церковные песнопения и молитвы. Детей прихожан учил на китайском языке православному вероучению, арифметике и географии. При помощи своего учителя, тибетского ламы, Аввакум перевел на тибетский язык Евангелие от Луки.

    Основную цель русской миссии в Пекине составляло богослужение, проповедование Евангелия, поддержание веры в исповедовавших православие албазинцах (потомках русских жителей крепости Албазин, взятых в плен китайцами в 1685 г.).  Отец Аввакум делал все что мог для научения вере и для «смягчения нравов» своих прихожан. Он регулярно совершал богослужения в церкви Успенской Богоматери, постепенно овладевая китайским языком.  

    Кроме китайского и маньчжурского языков, под руководством ученых лам  Аввакум изучил  монгольский, корейский и тибетский языки. Со знанием этих языков появилась возможность знакомиться с обширной литературой и черпать из нее ценные сведения в разных областях знания. К первоначальному чисто пастырскому служению добавились также научные послушания – изучение Китая, его истории и религий. Отец Аввакум интересовался религией Восточной Азии, изучал историю, географию, этнографию Манчжурии, Южной Сибири, Кореи, Индокитая. Огромное значение отец Аввакум отводил истории отечественного китаеведения.  Он превосходил своих предшественников широтою своих знаний и большей научностью своих приемов.

    В 1835 году отец Аввакум был назначен начальником Пекинской миссии: был переводчиком, советником при переговорах, должен был исполнять и дипломатические обязанности  до самого конца своего 10-летнего пребывания в Пекине.  «Во внимание к отличному усердию и ревностным трудам» отец Аввакум был награжден орденом святой Анны 2- й степени.

     В 1841 году отец Аввакум возвратился из Пекина в С. Пе­тербург и был избран действительным членом Конференции Санкт-Петербургской академии. Им был составлен «Ка­талог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, хранившийся в библиотеке Азиатского департамента». Впоследствии каталог был передан в библиотеку Восточного отдела императорской Академии наук.

      В 1852 г. отец Аввакум был командирован в качестве перевод­чика китайского языка в состав экспедиции генерал-адъютанта Е. В. Путятина, имевшей целью завязать отношения с Японией. Во время экспедиции отец Аввакум исполнял также обязанности священнослужителя на фрегате «Паллада».

    Для членов экипажа отец Аввакум был духовным наставником, следовавшим апостольской заповеди: Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

  Это путешествие вошло не только в историю русско-япон­ских связей, но и в историю отечественной литературы. «Фре­гат Паллада» – одно из самых известных произведений И. А. Гончарова, также принимавшего участие в этом плавании.

    По прибытии в российское Приморье отцу Аввакуму вместе с некоторыми другими членами экспедиции было разрешено возвратиться в Санкт-Петербург сухим путем через Сибирь. Так закончилось двухлетнее путешествие русского миссионера на фрегате «Паллада».  По представлению генерал-адъютанта Путятина за свои усердные труды отцу Аввакуму была присвоена степень «архимандрита монастыря 1-го класса».

     Вернувшись окончательно в С.-Петербург, отец Аввакум безвыездно жил в Александро-Невской Лавре.  Будучи членом императорского Русского Географического общества, он участвовал в его научной деятельности, занимался переводами.  В последние месяцы жизни, разбитый параличом,  продолжал трудиться по мере сил.

    Скончался отец Аввакум 10 (22) марта 1866 г., и был похоронен на лаврском кладбище, около алтаря Свято-Духовской церкви. На могиле был поставлен небольшой, в виде креста, памятник из черного гранита. Он был изготовлен и прислан из Пекина в С.-Петербург почитателем покойного — архимандритом Палладием (Кафаровым). На памятнике были сделаны надписи на русском и китайском языках: даты рождения и кончины святителя.