Драгоценный шифр культурного кода. В Музейных рядах открылась необыкновенно роскошная выставка

«Образ сияющей красоты» – название говорит само за себя. На выставке представлены самые настоящие сокровища России: серебро и самоцветы, золотное шитье и праздничные народные костюмы. Подлинные наряды жительниц российских губерний, от Курска до Вологодчины, предоставила коллекционер, меценат, одна из основателей Ателье Московской моды Любовь Алипова. А творчество художника-ювелира Петра Аксенова – наглядное свидетельство, как органично мотивы народных сказок и роскошь Российской империи могут вписаться в современные понятия об элегантности.
– Сегодня мы открываем цикл событий, приуроченных к юбилею Всероссийского историко-этнографического музея, которому в этом году исполняется 35 лет. И мы рады именно так начать юбилейный год с эксклюзивной выставки, созданной специально для Торжка. Сила искусства – одна из мощных составляющих единства. Это объединение поколений через передачу традиций, поиск новых смыслов, послание в будущее. Это единство душ, ценящих творчество и помнящих свою основу – русскую культуру. Искусство может быть разным, но оно всегда должно быть убедительным, – отметила, приветствуя участников, директор ВИЭМ Ирина Жукова.
Как подчеркнул куратор выставки, искусствовед, исследователь народного костюма Андрей Боровский, идея проекта – поиск национального культурного кода в современном искусстве.
– И для каждого региона этот проект будет уникальным, отражающим тенденции народного творчества, которые особенно сильны в этой местности. Например, в Торжке хочется говорить о золотном шитье (и поэтому мы привезли сюда самые великолепно украшенные костюмы), в Великом Новгороде – о субкультуре ямщиков, – замечает Андрей Боровский.
Выставку сопровождает ретроспектива фотопроекта «Русские сказки», она тоже создана Петром Аксеновым. Как рассказывает автор, именно с этого фотопроекта и начался его путь как ювелира. Для создания сказочных образов нужны были особенные украшения, их эскизы Петр Аксенов создал сам.
– Мы хотим показать, как традиции русского искусства находят место в современной моде. И я  благодарен и рад, что эта выставка проходит в Торжке, где русскую культуру поддерживают с большой любовью, – говорит ювелир.
В числе своих любимых произведений Петр Аксенов называет брошь «Собор Василия Блаженного», которая особенно привлекла внимание посетителей.
– Это симбиоз всего, что я люблю: русской архитектуры, игры камней, жемчуга, присутствует здесь и некий византизм, – говорит автор.
Но если ювелирное украшение – лаконичное послание миру, то русский праздничный костюм воплощает представления об идеальном благополучии.
– Помните поговорку: «по одежке встречают». Народный костюм – это своего рода визуализация «идеальной жизни». Представление, будто к нему неприменимо понятие «моды», ошибочно. Тенденции русского костюма не вне моды, напротив, они всегда в моде, как ее основа, – говорит Андрей Боровский.
Именно это – развитие моды в народном костюме, влияние на него новых (на тот момент времени) тенденций, материалов и технологий и изучает Любовь Алипова. Для нее эти наблюдения служат источником вдохновения и воплощаются в новых, современных моделях одежды и предметах интерьера.
– Обратите внимание на кисейный рукав вот этого чудесного курского свадебного костюма и на линию рукава моего платья. Видите, они похожи, – демонстрирует практическое применение своих изысканий Любовь Алипова. И утверждает: в народном костюме мода была. Жительницы русской глубинки следили за элегантными новинками столиц, селянки адаптировали силуэты привычных нарядов, подражая горожанкам. В разных селах, губерниях развивались свои тренды. И многие из них могут найти новое прочтение в дне сегодняшнем.
В Торжок Любовь привезла настоящие жемчужины своей коллекции. Ярким воплощением живой преемственности поколений, бережного сохранения традиций, служит «годовой» (его надевали по большим церковным праздникам) наряд жительницы рязанского села Секирино (или, как говорят в той местности, «сряда») Это платье уникально тем, что оно хранит тепло рук нескольких поколений. Его основа сшита в середине XX века, атлас – советского производства (но покрой – традиционный, старинный) А вот «полеты» (богато украшенные нашивки в области плеча), бисерные украшения и расшитая золотом кайма перенесены с пришедшего в негодность праздничного наряда прабабушки. И еще в 1950-е годы это платье носили: прежняя владелица надевала его на Пасху, в селе Секирино по сей день жив обычай надевать по праздникам народные костюмы, доставшиеся в наследство от предков и бережно восстановленные.
Посетители выставки узнают, как детали наряда подсказывали потенциальным женихам, грамотна невеста или нет. Познакомятся с традициями «ярмарки невест» – своеобразных конкурсов красоты и приданого. Увидят вещь, которую можно назвать абсолютным воплощением духа моды (раскрывать, что это за предмет гардероба, мы пока не будем, скажем только, что на выставке он занимает почетное место). Сравнят образцы арзамасского, вологодского, и родного – новоторжского – золотого шитья. Узнают, откуда в русской деревне XIX века могли появиться кружевные митенки, кринолины и ткани супермодного в наступившем 2023 году цвета «маджента» и как по веяниям моды можно отслеживать этапы развития науки, промышленности, международных связей.
Выставка продлится до 12 марта. И это – еще одна из причин посетить Торжок.