День второй: музыка, золотное шитье, археология и лен


Второй день работы Всероссийской научно-практической конференции начался с посещения Музея золотного шитья ОАО «Торжокские золотошвеи».
– Это очень яркое впечатление. Приятно удивило огромное количество новых дизайнов, новых предметов. Как же хорошо, что один из прекраснейших русских промыслов живёт, он востребован, в том числе и на государственном уровне. Во время визита на фабрику мы также обсудили возможности сотрудничества, нас ждёт большой проект «Россия в узорах». В ноябре этот масштабный этнофорум пройдет в Торжке, в декабре у нас, в Санкт-Петербурге. Уже выбраны темы для
мастер-классов, – рассказывает Мария Янес, руководитель Центра ремесленных традиций Российского этнографического музея.
Затем гости Торжка отправились в Оренбургскую степь. Онлайн, разумеется. Каким предстает Предуралье на старинных фотографиях, продемонстрировал Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей.
Наверное, фотографии – это самое неоспоримое историческое свидетельство. Ещё точнее отразить эпоху может разве что газетная страница. Как восстановить историческую правду по строчкам репортажей, рассказали коллеги из Сызрани, Самарской области.
За путешествием в пространстве последовало путешествие во времени: на связи все ещё Сызрань, и речь идёт о «поливановском» археологическом наследии. А за каждым научным открытием стоит личность. Судьба этнографа и археолога Владимира Поливанова не менее интересна, чем все собранные им археологические находки и произведения искусства. Благотворитель, видный общественный деятель в историю он вошёл как первооткрыватель Муранского могильника (мордовское захоронение возле села Муранка Самарской области, датируемое 14 веком ).
В Краеведческом музее Сызрани археологии посвящены семь витрин, и три из них – именно с «поливановского» раскопа. Здесь представлено оружие, украшения, предметы обихода, керамические сосуды, железные кованые инструменты.
Как видим, в краеведческом музее провинциального городка вполне можно найти уникальные редкости. И это имеет самое прямое отношение к вопросу продвижения имиджа малых городов, так что дискуссия закономерно перетекла в эту область.
Собравшиеся также обсудили методы создания социокультурного пространства. Российский государственный музей музыки рассказал о своем опыте сотрудничества с вузами, консерваториями, а также с этнокультурными сообществами народов России. Как подчеркнула докладчик Анна Бирюк, это позволяет самым редким и даже полузабытым инструментам ожить и зазвучать в руках мастера.
Кроме того, Музей музыки поделился планами создания мастерской, где будут готовить профессионалов-реставраторов при сотрудничестве с Музыкальной академией имени Гнесиных и итальянскими коллегами. А в перспективе – создание Центра реставрации музыкальных инструментов и собственной школы инструментостроения.
Будучи в Торжке нельзя не коснуться пушкинской темы. У Верхневолжья и Музея- заповедника А. С. Пушкина «Болдино» оказалось немало точек пересечения.
Наверное, в России нет музея, где особое место не занимала бы экспозиция, посвященная сохранению памяти о Великой Отечественной войне. Очень важно подойти к этой теме не избито, не формально – так, чтобы увиденное и услышанное действительно тронуло за душу. Музей Калининского фронта продемонстрировал, как это сделать. Он представил проект, посвященный тверским бойцам-саперам, санитарам, разведчикам и их верным хвостатым друзьям. Ведь зачастую собаки несли службу вместе с хозяевами, вывозили из-под огня раненых, искали взрывные устройства. И зрители искренне аплодировали этому докладу.
Продолжение и развитие нашли и темы, обозначенные на предыдущих рабочих площадках: интеграция в культуру экологического воспитания, развитие традиционных ремесел. Оба этих аспекта сходятся на льняном поле. Недаром лен является одним из символов, культурных кодов России.
Массу вопросов и самое живое обсуждение вызвал доклад Елены Воробьевой, ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского института льна, обособленного подразделения ФГБНУ «Федеральный научный центр лубяных культур» (да, нашу конференцию теперь можно назвать не только межмузейной, но и межведомственной). Елена Григорьевна рассказала об истории льноводства в России, затронула вопросы селекции и генной инженерии, перспективы возрождения промысла. И отметила: популяризация науки через культуру – это интересно, это может и должно способствовать продвижению отрасли.
Надо сказать, что между ВИЭМ и научно-исследовательским институтом льна давно сложились дружеские и партнёрские отношения. Так, сотрудники института принимали живое участие в подготовке музейно-выставочного проекта «Путешествие в Льногорск», выступали в качестве консультантов. Одна из площадок конференции проходила на базе этой выставки.
Деловая часть второго дня Конференции продолжился музейным практикумом – выездной экспедицией в усадьбу «Знаменское-Раек». Очень полезной и интересной стала встреча участников Конференции с архитектором, реставратором Ириной Васильевной Калугиной. Познакомились с историей места и получили компетентные комментарии по архитектурным особенностям усадьбы. Завершился насыщенный день в гостях у Князя Новоторжского. Чеканили монету, стреляли из арбалета, дивились силушке кузнеца-мастера и гостеприимству новоторжскому.
В субботний день, 13 августа, наших гостей ждёт ещё больше впечатлений. Впереди – поездка в Василево, Прутню, посещение захоронения Анны Керн и ремесленный фестиваль «День Левши».