Летопись Верхневолжья: на выставке Александра Дубова будущие педагоги учились искусству чтения картин

Картину мало увидеть. Ее надо прочесть. Перенестись в эпоху, запечатленную на холсте, представить, как изображенный пейзаж или сюжет выглядел вживую. Посетители выставки Александра Дубова, одного из ведущих живописцев Верхневолжья, творивших во второй половине XX века, сумели это сделать.

Выставка, приуроченная к 85-летию со дня рождения живописца, прошла в Торжке. Это совместный проект Всероссийского историко-этнографического музея, Тверской картинной галереи и Тверского областного отделения Союза художников России.

Напомним, Александр Дубов, уроженец Кувшиново, оставил великолепное наследие, практически летопись тогда еще Калининской области. Его картины хранятся в Тверской картинной галерее, в музеях Твери и Приморья, в Художественном фонде России, в частных галереях Европы, США и Японии. А в Музейных рядах ВИЭМ экспонировались вещи, которые не часто демонстрировали широкому кругу зрителей – полотна из семейной коллекции, их предоставила дочь живописца.

И эта выставка могла бы быть изысканным камерным мероприятием для знатоков и ценителей, но в Торжке культурные проекты зачастую становятся экспериментами. Так получилось и на этот раз: действие вышло за рамки только лишь осмотра картин и превратилось в живой лекторий, посвященный сразу нескольким темам: от художественных приемов до истории мест и событий, изображенных на каждом полотне.

Этого следовало ожидать. Как отмечала директор ВИЭМ Ирина Жукова, музей, выставочный зал должны быть своего рода образовательными учреждениями. И потому в музейных проектах все чаще участвуют поэты, художники, педагоги, архитекторы – настоящие мастера своего дела, готовые поделиться профессиональными секретами с посетителями. Авторские экскурсии очень востребованы, все больше путешественников стремятся услышать ответы на свои вопросы «из первых уст», от известного эксперта. Такой формат работы был уже опробован в Райке, где с посетителями встречались признанные авторитеты в области архитектуры: директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачёва и архитектор-реставратор Ирина Калугина. А с творчеством Александра Дубова гостей познакомила Марина Пугаева, член Союза художников России, основатель и руководитель художественной школы «Мастер и Я», человек, много лет посвятивший воспитанию талантливых детей, популяризации искусства и сохранению традиционных ремесел.

Пейзажи и воспоминания

Как отмечает Марина Пугаева, эта выставка уникальна.

– К сожалению, сегодня осталось не так уж много образцов советской живописи, в свое время их в большом количестве вывозили за границу. А Александр Дубов был одним из талантливейших представителей советской школы. Недавно мы побывали здесь с моими учениками, многие ребята позвали с собой родителей. Сотрудники музея услышали, как мы все дружно дискутируем, и предложили мне провести авторские экскурсии и для других учебных заведений Торжка. Я с радостью согласилась: именно живой диалог, от души и от сердца, пробуждает интерес к искусству, делает прекрасное неотъемлемой частью нашей жизни.

Сегодня в этом зале – студенты, будущие педагоги дополнительного образования.

– Такой формат работы можно смело назвать интеграцией образования в культуру, – отмечает преподаватель отделения декоративно-прикладного искусства Торжокского педагогического колледжа Наталья Шамарина. – Это превосходный опыт. Как будущим художникам, нашим студентам полезно услышать советы Марины Владимировны насчет построения композиции, работы над картиной. А как будущим педагогам – освоить необычные подходы к занятиям, например, проведение таковых в выставочном зале. И наконец, научиться видеть картину «в целом» – в контексте времени, когда она создавалась, традиций, человеческих стремлений и ценностей

Действительно, эти полотна – часть эпохи, такой, казалось бы, недавней, но уже ставшей историей. Молодые люди «опознают» улицы своих родных городов: Торжка, Кувшиново, Старицы. Вот как, оказывается, знакомые места выглядели 50 и даже 30 лет назад. А на посетителей постарше нахлынули воспоминания.

– Эта церковь красного кирпича – Ивановская, сейчас она утрачена. А на картине еще жива.

– А это Покровка… Видите, здесь тоже церковь, сейчас она отреставрирована, а в моем детстве в ее здании был магазин. А вон на том повороте действительно раньше стоял дом, покрашенный в ярко-розовый цвет, с синими ставнями. Такой сияющий, такой праздничный, среди серых и коричневых бревенчатых избушек… пряничный домик… да вот он!

Люди на их Родине

Эти воспоминания бесценны, эти пейзажи прекрасны. Но они лишь сцена, на которой разворачиваются события, обрамление для лиц и силуэтов. Александр Дубов не просто переносил на холст красоты Верхневолжья. Он писал людей на их Родине.

Как хороша невеста, выходящая из старинного двухэтажного дома! И жар- птицами разлетаются осенние листья из-под каблучка ее подружки. А на другом полотне – зима или ранняя весна, солнце золотит стволы берез и снег на крыше роддома, раскрашивает желтыми и розовыми бликами теплое одеяльце – счастливый отец встречает молодую жену и малыша. А вот спешит по весенней распутице золотоволосая красавица-почтальон. Она улыбается: очевидно, несет хорошие вести.

А значит, есть повод поговорить о том, как полвека назад играли свадьбы, как праздновали рождение детей, как обменивались открытками и какие газеты выписывали в 1970-е.

Поймать эмоцию

Марина Пугаева познакомила студентов с понятием «школы живописи». Рассказала про Академическую дачу имени Репина под Вышним Волочком. Пояснила, как создается картина – иногда это занимает не один сезон, а иногда хватает одного мгновения, чтобы родился сюжет. Студенты обсудили технику пастозной живописи (когда краска накладывается на холст крупными, рельефными мазками, создавая мир яркий, фактурный и весомый). Задумались, какую задачу ставит себе портретист: передать сходство с максимальной точностью или все же уловить образ и настроение? И согласились, что удачный этюд – это верх мастерства. Ведь эти наброски делаются очень быстро, в течение часа, по самому свежему впечатлению. Чтобы «поймать» и удержать мимолетную эмоцию в ее первом, чистом звучании, нужна большая практика и талант.

– Теперь я понимаю, кого называют настоящим художником, – говорит студентка Вероника Петропавловская. – Мы не просто любовались родным краем на полотнах мастера, мы погрузились в его видение мира, оценили, насколько красочны обычные, казалось бы, вещи. А главное, что я вынесла из этой лекции-экскурсии: художник (как и учитель) – это в первую очередь человек наблюдательный, умеющий подмечать мелочи и расставлять акценты. Это одинаково важно на холсте и в жизни.

А в завершение – фотосессия. Студенты в разноцветных свитерах и толстовках становятся рядом с картинами так, чтобы «вписаться» в колорит.

И кто-то подмечает:

– А смотрите, небо на всех картинах – разного цвета.

Да, цвет неба никогда не повторяется. Художники об этом знают.

фото: Маргарита Васильева/РИА Верхневолжье

Источник: Тверские ведомости, автор Маргарита Васильева