«Лицей некогда будет гордиться Меем». Ко Дню Царскосельского лицея рассказываем о выпускнике легендарного учебного заведения

Словно птички голосисты,
Распевали лицеисты.
Каждый был тогда поэт…
Лев Мей

Ко Дню Царскосельского лицея рассказываем о выпускнике легендарного учебного заведения — Льве Александровиче Мее (1822–1862), поэте, драматурге, переводчике.

Лев Мей родился в Москве в 1822 году в небогатой дворянской семье. Учился в Московском дворянском институте, откуда в 1836 году за отличные успехи в учебе был переведен на казенный счет в Царскосельский лицей, «в котором еще так живы были предания Пушкина».

Биограф поэта А. Г. Полянская рассказывала:
«Царское село с его садами и прудами, где плавали черные лебеди, пышность тогдашнего двора и близость к нему лицеистов, самый лицей и вся обстановка произвели на Льва Александровича чарующее впечатление. Ему показалось все это каким-то волшебством, одною из тех сказок, какие он слыхивал в младенчестве, и он чувствовал себя героем волшебной сказки. Все, на что большинство его товарищей не обращало никакого внимания, глубоко врезывалось в его душу и способствовало развитию его поэтического таланта».

В Лицее так же, как и в Дворянском институте Мей учился отлично, имел полные балы по всем предметам, был усердным читателем, дополнительно занимался гимнастикой, языками и науками. Однако поведение Мея «хромало», он был участников всех шалостей своих товарищей, поэтому в выпускном рейтинге занимал лишь 20 место (из 28).

По воспоминаниям Владимира Зотова, однокурсника Мея, – «все, что запрещалось лицейскими уставами, нарушалось им с особенным увлечением». Это подтверждает рисунок еще одного лицейского товарища Мея – Степана Голубцова: Мей изображен с длинной трубкой, в расстёгнутой куртке, с длинными растрепанными волосами, что также представляло «протест против принятых постановлений»
Часто Лев вместе с товарищами-лицеистами сбегал на лихой тройке в Петербург, о чем поведал в своем стихотворении:

Братья, помните ль, бывало,
Как нередко удирало
Человек пять-шесть из нас
Прямо в Питер, не спросясь…

Лев Мей закончил Лицей в 1841 году с чином 10 класса (как и Пушкин). Среди выпускников назовем:
• Степана Голубцова, издателя лицейского рукописного альманаха «Столиственник», невероятно одаренный, он ушел из жизни почти сразу после окончания учебного заведения;
• князя Михаила Александровича Оболенского, в будущем – сенатора, тверского вице-губернатора (1866–68гг.);
• Владимира Рафаиловича Зотова, писателя, издателя и журналиста.

Отметим и еще одного знаменитого однокурсника – М. В. Петрашевского, однако он был исключен из Лицея за крайне строптивый характер и либеральный образ мыслей.

Поэтическая деятельность Льва Мея началась в Лицее в рукописных журналах «Вообще» и «Столиственник». Первые произведения Мея «Лунатик», «Гванагани» (отрывок из поэмы «Колумб») в 1840 году были опубликованы в журнале «Маяк» под псевдонимом Зелинский. Уже тогда был отмечен недюжинный талант Мея: «Вот поэт, который некогда займет высокое место в ряду наших лучших писателей… Лицей некогда будет гордиться Меем!».

В Лицее он приступил к переводу «Слова о полку Игореве», первые опыты были представлены на выпускном экзамене в 1841 году, а полностью труд вышел в 1850 году с посвящением принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому, попечителю Александровского лицея (так учебное заведение называлось после переезда из Царского села в Петербург в 1843 году).

Уже будучи членом кружка молодого «Москвитянина», Лев Мей создает «Песню про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую» (1857 г.). Возможно на разработку этого исторического сюжета Мея подтолкнул Александр Николаевич Островский, посетивший Торжок в мае 1856 года. Однако поэт самостоятельно внимательно штудировал летописные источники во время внештатной работы в Археографической комиссии. Весьма лаконичные исторические свидетельства Мей развернул в эпическую поэму в 548 строк, которая сочетает в себе черты исторической песни, былины и драмы.

На выставке представлена редкая гравюра 18 века (гравёр Франсуа-Анн Давид) из французского издания 1813 года (оттиск выполнен на китайской бумаге). Она иллюстрируют одну из самых драматических сцен предания: княгиня Иулиания ударяет Юрия Смоленского (в подписи он назван Георгием) его же мечем.

Вот как описан этот эпизод в поэме Льва Мея:

«Как промолвил. Она развернулася,
И откуда взялся у ней нож – Богу ведомо,
Только в грудь не попала князь-Юрию,
А насквозь пронизала ему руку левую…»

По словам Владимира Зотова: «в течение шестилетнего пребывания в Лицее дарование Мея окончательно окрепло, и из лицеиста сформировалась та поэтическая, симпатическая натура, с выдающимися качествами и увлечениями, какою она оставалась, не изменяясь, до конца своего поприща. В Лицее выработались все особенности его таланта и характера».

Завершим наш рассказ о Льве Мее лицеисте строками из его выпускного стихотворения 1841 года – «Прощание лицеиста со шпагой»:
Прости же, подруга, души не волнуй
Своей полосой серебристой –
Скорей нагол’о! И святой поцелуй
Прими твоего лицеиста.

Больше узнать о замечательном поэте можно на юбилейной выставке «Двести птиц для Льва Мея». Она проходит в Доме России по адресу: Торжок, ул. Луначарского, 3.