Слово и фотография. В Этнографическом центре открылась выставка, посвященная творчеству М. Пришвина

В Этнографическом центре открылась совместная выставка «М. М. Пришвин. Охота за счастьем. Слово и фотография» из фондов Орловского объединенного государственного литературного музея И. С. Тургенева и Всероссийского историко-этнографического музея.

Михаил Пришвин, прежде всего, известен как выдающийся русский писатель, тонко чувствующий мир природы, оригинальный мыслитель, создавший собственную художественную философию творчества. Но в 1924 году Пришвин прибрел и освоил фотоаппарат. С тех пор фотография постоянно сопутствовала его художественному творчеству, оказываясь в одном ряду с записной книжкой и дневником. Фотография захватила писателя: он больше нигде и никогда не расставался с камерой. За три десятилетия Пришвиным были сделаны тысячи снимков.

«…попробовать ввести фотографии в свои рассказы и очерки как изобразительный приём… для создания более гибкой художественной формы, …ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира. …Я хочу воспользоваться этой особенностью фотоаппарата и доказывать светописью мои видения реального мира».

Выставка раскрывает многообразие наследия М. Пришвина, находящегося в непрерывном поиске, помогает увидеть его творчество как целостное явление: осмысляются уникальные и в то же время репрезентативные для XX века напряженные философско-эстетические искания писателя, а также представляются документальные свидетельства эпохи. Представленные фотоработы Пришвина отличаются жанровым многообразием: репортажная съемка во время многочисленных путешествий (Дальний Восток, Урал, Беломоро-Балтийский канал), пейзажи, портреты. Природа Подмосковья вдохновила писателя на эксперименты с ракурсом, светом, игрой теней. Появились циклы «Весна света», «Весна воды», «Паутина» и др. В 1930-м году он создает фотоцикл «Когда били колокола…» об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.
Двести негативов были спрятаны в железной коробке из-под чая с многозначной надписью: «Когда били колокола».

«Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

Из фондов ВИЭМ представлены экспонаты новотора Степанова С. В., «заболевшего» фотоохотой еще в раннем детстве и пронесшего эту любовь через всю свою жизнь. Он был не только фотографом, но и замечательным таксидермистом. Благодаря ему фонды ВИЭМ пополнились уникальной коллекцией чучел редких птиц и животных, наглядно иллюстрирующие экспонируемые фотоснимки М. Пришвина. Фотоаппарат, бинокль, сумка болотная – неизменные спутники фотоохотников также дополнят эту выставку.

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать».

Сегодня на вернисаже присутствовали ученики 4-7 классов МБОУ «Центр образования». Ребята с большим интересом знакомились с фотографиями и экспонатами, изучали дополнительную информацию о М. М. Пришвине. Самый большой отклик у школьников вызвала фотография «Собака Дубец. Подмосковье. 1930 г.» и чучело «Ёж обыкновенный».