Урок в музее. ВИЭМ принял участие в информационном туре для представителей системы образования Москвы


29 и 30 ноября ВИЭМ принял участие в информационном туре для представителей системы образования г. Москвы. По итогам тура состоялся Круглый стол, посвященный интеграции образования в культуру.
Как увлечь подрастающее поколение историей и культурой родной страны, интегрировать туристические маршруты и экскурсии  в образовательный процесс? Какие возможности даёт Пушкинская карта? Как туроператорам «зайти» в школы?
Эти вопросы обсудили на Круглом столе. В нем приняли участие Министр туризма Тверской области Наталья Лукьянова, главы муниципалитетов (Торжка, Лихославля, Торжокского района), туроператоры, сотрудники Всероссийского историко-этнографического музея и Тверского объединённого музея.
Напомним:  Министерство туризма Тверской области совместно с Департаментом образования города Москвы организовали ознакомительный тур по Верхневолжью и выездной форум для педагогов столичных  школ. Учителя из столицы посетили Тверь, Лихославль, Торжок. Всероссийский историко-этнографический музей принял в проекте самое активное участие и встретил гостей максимально насыщенной и яркой программой.
А Круглый стол «Тверская область: урок-путешествие» стал логическим завершением и подведением итогов этой двухдневной поездки. Собравшиеся обсудили, как педагоги, музейные работники и туроператоры видят развитие межрегиональных познавательных маршрутов, концепцию  школьного туризма.
— Нам очень важна обратная связь. Мы изначально рассматриваем несколько вариантов сотрудничества: урок-путешествие ( эта поездка может быть совершена в учебный день), поездки выходного дня (с сентября по май месяц, не в высокий сезон) и экскурсии в школьные каникулы. У нас есть туроператоры, которые постоянно работают именно с детьми, школы Верхневолжья их любят и ценят, — отметила Наталия Лукьянова.
Представители Московского департамента образования отметили: необходимо выработать алгоритм действий, найти «золотую середину» между интенсивной учебой, подготовкой к ЕГЭ и культурным воспитанием. Недаром на Круглом столе собрались педагоги, которым это удается: заместители директоров школ, где есть большой опыт организации поездок по городам России.
— Внеурочная деятельность нам в помощь, — замечали учителя. Но тут же добавляли: вполне реально спланировать поездку так, чтобы посещение туристических объектов «заменяло» уроки по школьному расписанию. Проще говоря, если, отправившись на экскурсию, дети  пропустят литературу, биологию, историю, физику, их маршрут должен включать в себя  литературную,  природную и техническую  тематику. В Верхневолжье,  в частности, в Торжке и Торжокском районе, это возможно, здесь есть достопримечательности, раскрывающие буквально все грани российской жизни. Туроператоры и музейные сотрудники подчеркнули: в Верхневолжье давно работают по этому принципу, включают в экскурсии  для детей именно ту тематику, которую проходят в школе, привлекают гидов-экспертов.
Понятно, что экскурсии, как и любые мероприятия, требующие расходов, могут быть только добровольными. Участники Круглого стола обсудили, как минимизировать траты семей на культурное воспитание, сделать его максимально доступным, на какую дотационную поддержку может рассчитывать школьный туризм. Обговорили максимально удобные для поездок со школьниками  пути сообщения. Подчеркнули: «выездные уроки» могут стать и инструментом сплочения семей, ведь в поездках не обойтись без помощи родителей. Сделали акцент на требованиях безопасности и нормах закона при перевозке детей,  выборе туроператоров, планировании  маршрута, ночёвок, питания.
Особо отметили такую замечательную часть школьной жизни, как походы, палаточные лагеря и другие летние приключения.  По мнению участников форума, походный маршрут непременно должен проходить через музей,  такие мероприятия должны включать не только спортивную, но и краеведческую составляющую.
В числе событий, на которые  хочется приехать с учениками, педагоги отмечали фестиваль бардовской песни «Распахнутые ветра» на Селигере, фестивали карельской культуры. Всех привлекает Ржевский мемориал. И многие говорили: очень интересно в Торжке, здесь можно получить разноплановый и увлекательный  образовательный продукт в рамках одного дня, уместить в него максимум мероприятий и много компонентов, в том числе игровую деятельность. Педагоги особо отметили интерактивы «Новоторжского кремля» и образовательные программы, а особенно Пушкинские балы, что проходят в гостинице Пожарских.
Многие подчеркивали: детям необходимы практико-ориентированные мероприятия, посещение предприятий, знакомство с традиционными  промыслами (Торжокское золотное шитье и керамика отлично вписываются в эту концепцию).
Самая актуальная сегодня — тема патриотического воспитания. Глава Торжокского района Елена Хохлова рассказала о деревне Русино, неподалеку от которой совершил свой подвиг Яков Падерин.
— Если вам нужна площадка  для проведения «Зарницы», патриотических мероприятий, маршрутов Памяти — мы вас ждём, — сказала Елена Вячеславовна.
— Везде, где мы были, создана доступная среда. У нас в школах инклюзия, так что это очень важно. И ещё у вас, в Верхневолжье, отличная ситуация с Пушкинской картой, по ней  много интересных программ, — отмечали педагоги.
Напомним: ВИЭМ предлагает по Пушкинской карте более тридцати программ ежемесячно.
— Пройти по всем нашим  маршрутам и увидеть все наши программы  за два дня не успеть, но мы готовы учесть ваши идеи, готовы к сотрудничеству, — отметила заместитель директора по связям с общественностью ВИЭМ Галина Шарапкова.
А в заключение собравшиеся отметили: в Тверскую область хочется ещё раз приехать не только с учениками, но и с семьями. И было бы замечательно подружить школьников Москвы и Тверской области. А точкой соприкосновения должна стать любовь к Родине и интерес к ее культуре.