В Детском культурном центре открывается выставка Владимира Галатенко

31 января в 14:00 в Детском культурном центре состоится торжественное открытие выставки «Мелихово. Взгляд художника» Владимира Галатенко к 163-летию со дня рождения А. П. Чехова.

В Мелихове он работал над циклом из 22-х композиций. Работал несколько месяцев кряду. Такая прочная привязанность не спроста случается. Значит, это любовь. Чехов –любимый писатель, его избранник. Галатенко признавался в одном из интервью: «Тщательно и благоговейно выписывал все детали. После работы в этом святом месте по-новому осмыслил и проиллюстрировал Избранное А. П. Чехова». В Мелихово, в чеховский мир художник вошёл как в свой дом. В феврале 2001 года, поселившись в музее-заповеднике, увлечённо писал интерьеры и мемориальные объекты усадьбы писателя. В работах этих – личные, продуманные эмоционально-смысловые акценты. Он увлечённо постигает чеховское Мелихово как духовную обитель, «приют спокойствия, трудов и вдохновений». На каждом листе Fabriano, применяя смешанную технику, художник передаёт своё ощущение от встречи с миром Чехова.

Его, на взгляд музейщиков, досконально знающих предметный мир усадебного дома, не увлекает стопроцентная похожесть, идеальное воспроизведение натуры. В графических листах интерьеры дома романтизированы, натура приподнята, обыденность изжита. Пристальный взгляд на мелиховский цикл убеждает в том, что мы видим на этих листах не слепок с реального мира, а итог, сгусток эманации, излучение души художника, вступившей в непосредственный контакт с духом Чехова, концентрированно присутствующим в атмосфере мемориальной усадьбы. Редко где ещё ощущаешь в такой мере основательность, достоверность влияния окружающей нас сферы разума, ноосферы, открытой Вернадским. Галатенко в цветовых фантомах мелиховского цикла творит зримое представление о ноосфере, в чём, вне всякого сомнения, проявляется его существенный вклад в развитие в поступательное движение реалистического искусства.

Признание В. Галатенко: «Мои работы, как правило, фантазийны, композиция зачастую строится кулисами» – подтверждается многими его пейзажами: городскими и сельскими. Действительно, театральными задниками воспринимается каждая вторая пейзажная композиция. Остро чувствуется художническая заданность, направленность на выражение овладевшего мастером состояния, конструктивность уже созревшего замысла, целостное, нерасчленённое видение. Натура лишь помогает материализовать фантомы летучих мыслей, адекватно проявленных в чувственной ипостаси живописи. Мотивы и сюжеты он выхватывает из жизни или придумывает. Когда говорят о художнике, что он мыслит живописными образами, это заключает в себе то, что художник не высматривает, а затем списывает увиденное, а именно творит своим воображением образы, идеи, мечты. Не отражение, а творение.

Реально существующее и придуманное, воображаемое сливаются в искусстве живописной графики Владимира Ивановича Галатенко так, что границ, швов между одним и другим не заметишь. Он парит над реальностью в его технике – явные признаки моцартианства, удела свободного от какой-либо заданности, пуще того, зависимости художника.

Юрий Бычков, искусствовед, директор музея-заповедника «Мелихово»