В фокусе хранителя: экспонаты выставки «Боже, Царя храни»

На выставке «Боже, Царя храни» представлены две весьма любопытные открытки. На лицевой стороне одной из них на фоне российского флага в узорной овальной рамке помещено фото императора Николая II. Вверху – начало гимна: название, ноты и часть первой строки: «Бо-же Ца-ря хра-ни! Сильный держав-ный, Цар-ствуй на…».
По полю российского триколора идет текст письма на английском языке.

Dear Marie
This is a Russian post card (p.c.). Don’t you think the photo is like the Duke of York?
Am very busy, at least will be in some little time as dinner is nearly ready.
Yours sincerely Howard

Дорогая Мэри
Это русская почтовая карточка. Не кажется ли тебе, что это фото похоже на герцога Йоркского?
Я очень занят, по крайней мере, в ближайшее время, поскольку обед почти готов.
Искренне твой Говард


Очевидно, что этот Говард проживал в России, что подтверждается надписью в правом верхнем углу. Из адреса на обратной стороне следует, что получателем письма была некая Мисс Мери Вудс, которая жила в Англии, в графстве Ланкашир, городе Престоне на Мур Парк Авеню.
Говард указывает Мери на большое сходство Николая II с герцогом Йоркским. Этот герцог не кто иной, как будущий английский король Георг V. Сходство монархов запечатлено на их многочисленных совместных фотографиях. То же самое можно увидеть на второй открытке. На ее лицевой стороне изображено генеалогическое древо Георга V, которое образуют портреты его родителей и родителей его жены (внизу), а также портреты их детей (вверху). В центре древа – портреты Георга V и его супруги.
В письме Георг называется герцогом (Duke) Йоркским, и это позволяет датировать письмо. Титул герцога Георг получил от королевы Виктории в 1893 г. После смерти Виктории и коронации Эдварда VII (отец Георга), в 1901 г. он получил титул принца Уэльского – наследника престола. Следовательно, письмо было написано между 1893 и 1901 гг.
Внешнее сходство Георга и Николая объясняется близким родством: Георг приходился двоюродным братом Николая – их матери были родными сестрами. Монархи охотно обыгрывали свое сходство, одеваясь для выхода на публику в одинаковую одежду. Их связывали близкие, дружеские отношения, которые они демонстрировали на фото и кинопленке. Друг друга братья называли детскими уменьшительно-ласкательными именами Джорджи и Ники.
Однако судьбы Николая и Георга были абсолютно разными, не похожими на их одинаковую внешность. При этом Георг принял фатальное участие в жизни российского императора.
После того как Николай отрекся в феврале 1917 г. от престола, Временное правительство обещало ему и его семье беспрепятственный выезд в Лондон. Георг поначалу дал согласие, но потом внезапно переменил решение и отказал своему русскому кузену и его семье во въезде в Британию.

Научный сотрудник ВИЭМ, кандидат филологических наук Виктор Владимирович Кузнецов