В фокусе хранителя: история советской игрушки

Немецкие фройляйн с голубыми глазами и белокурыми локонами, французские мамзели в модных шляпках, русские княжны с румяными личиками производства Императорского фарфорового завода… После революции для кукол, как и для людей, наступили трудные времена.

«Считалось, что это буржуазная роскошь. Фарфоровые куклы были бесподобными и красивыми, но очень дорогими, и могли их себе позволить только единицы. И как только было провозглашено, что наличие таких кукол демонстрирует одобрение буржуазного общества, то люди выходили и били их фарфоровые головы на улицах, демонстрируя, что они хотят увидеть новое будущее», – говорит основатель Музея советского детства Семен Жильцов.

Производство игрушек прекратилось совсем, а когда игрушки вернулись – это были уже совсем другие лица, типажи и герои. Фарфор и кружева – слишком дорого для недавно образованной страны. В ход пошли новые доступные материалы: дерево, стружка, вата и дешевые ткани. Вместо красивых, но однотипных лиц – самые разнообразные физиономии: красноармейцы в буденовках, работницы в красных косынках, почтальоны и матросы, пионеры и барабанщики.

Поначалу советские куклы были под стать эпохе – серьезные, даже суровые, хоть сейчас вместе со старшими членами семьи – в колхоз или на завод выполнять пятилетний план. Но со временем на эти игрушечные лица вернулись дореволюционные улыбки. Обязательно все куклы должны были улыбаться, ни в коем случае не выглядеть страшными и отталкивающими, чтобы ребенок не испугался.

Помимо родителей, школы и пионерии, воспитывать должна была игрушка. В 1932 году в Загорске основали Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки – единственное подобное научное учреждение в мире.

В институте была организована игротека, в которой как в библиотеке детям выдавали игрушки и смотрели, какие игрушки берут чаще, какие игрушки ломаются, где они ломаются и как дети реагируют. Исследователи проводили опросы родителей и детей о предпочтениях в игрушках. На основе рекомендаций института художники разработали специальный каталог: подробно описали, как самостоятельно мастерить игрушки, одежду и даже мебель.

В этих таблицах был представлен, например, крестьянин, которого можно сделать самому из деревяшки, или красноармеец, которого можно было сшить из солдатского сукна с подробными размерами ткани. Или из фанеры сделать игрушку «Красная конница». Были описания, как это все раскрасить, разметить, сделать трафареты.

Первые советские игрушки были прикладными. Дети играли в тех, кем станут, когда вырастут. Например, могли смастерить целую фабрику с рабочими. Одна из популярных игрушек так и называлась – «1 мая на фабрике».

У коллекционеров очень ценятся куклы хотьковских артелей, продукцию которых экспортировали, за них получали валюту, потому что они были очень искусно сделаны. Маленькие артели по производству игрушек и прочих предметов быта – так называемые сталинские – продержались до прихода к власти Никиты Хрущева. Тогда их заменили крупные фабрики. Но страна не могла позволить себе отдельные фабрики игрушек, и часто они становились дополнительным производством для других заводов, нередко оборонного значения.

Как ни странно это звучит, но куклы-неваляшки производились на Тамбовском пороховом заводе. Почему именно там? Дело в том, что в Тамбове завод пластмассы имел всего один цех по производству неваляшек – все остальное предприятие занималось производством пороха. И вот эти шарики – это не что иное как калибры наших орудий. Первая неваляшка имела калибр 122 мм, и нам известен тот факт, что если вдруг случалась какая-то внештатная ситуация, то предприятие в течение суток переоборудовалось на производство снарядов.

На Тульском пороховом заводе выпускали 40 видов неваляшек. Поначалу – из целлулоида, особого вида пластмассы. Для мальчишек, уже не игравших с ними, это была ценность: из неваляшки делали так называемую «дымовую шашку», поджигая завернутый в фольгу пластик. Но со временем к материалам для игрушек стали относиться все строже и строже.

Впоследствии с целлулоидных игрушек перешли на пластмассу в связи с тем, что целлулоид был очень горючий материал, что являлось небезопасным для детей. Кроме того, пластмассу не красили после отливки, изначально красилась сама масса и только после этого изготавливалась сама игрушка. Маленькие дети любят брать и пробовать все на зуб, и чтобы краска не попала внутрь организма, использовали те пластмассы, которые были уже изначально окрашены.

Чтобы заполнить все полки детских магазинов, фабрики выпускали уже миллионные партии. В советских реалиях это обязательное планирование и конвейерная сборка. Но разработчики старались идти в ногу со временем и создавать актуальные игрушки.

Игрушка точно так же реагирует на общественные события, как и другие предметы обихода. «Во время проведения Фестиваля молодежи и студентов к нам приехали студенты из Африки, из Латинской Америки, из Китая. Институт игрушки стал проектировать и производить куклы в образе китайца или куклы из черного пластика. Когда первый спутник полетел в космос, тут же появилось несметное количество игрушек, связанных с космосом. Были спутники, вездеходы, луноходы, а также ракеты, внутри которых сидели не просто человечки, а космонавты.

В период правления Хрущева появилось большое количество елочных игрушек – все, что связано с овощами и фруктами. Это были небольшие кукурузки, висящие на елочках. А еще были игрушки, тематически связанные с сельхозтехникой. Например, металлический комбайн, который был заводным, и можно было в него увлекательно играть.

В истории советской игрушки очень интересна тема «сделай сам». Не просто кукла, а кукла-голыш, которой нужно было сшить одежду. И то же самое относилось к конструкторам. Часто это был полуфабрикат, когда нужно было самому доделать, до придумывать, доиграть этот сценарий.

Самые завидные игрушки советского производства – механические. Их заводили стандартным ключиком, который находился сбоку или сверху. Пока раскручивалась пружинка, заводной заяц или робот шагал вперед, к полному восторгу малышей.

Они появились в XIX веке, но особую популярность получили уже в XX. Они были очень качественными, ведь их производили из листовой стали или кровельного железа, и поэтому многие игрушки дошли и до сегодняшнего дня, может быть, немного только в ржавом виде. При этом все эти игрушки заводились от одного ключика.

Смотреть мультфильмы – любимый досуг советского ребенка. Редкие мультики ждали неделями, а если находили в программе передач, то непременно обводили фломастером: ни в коем случае не пропустить! Поэтому и популярные мультгерои пользовались огромным спросом. «Куклы по мотивам мультфильмов были абсолютным хитом. Наверное, у каждого была игрушка Чебурашка, которая производилась миллионными тиражами. И Чебурашка, и Гена тоже были спроектированы в Институте игрушки. Сначала кукольники делали гипсовые формы, потом их расписывали, потом этот авторский экземпляр передавался на фабрику. Когда мы показывали в Европе выставки советского дизайна, то иностранцев очень удивляло, что зеленый крокодил – это то, во что любили играть советские дети. До сих пор Чебурашка – милое ушастое создание – его любят в Южной Корее, Японии и вообще в Азии.

Почти 300 страниц насчитывается в увесистом каталоге сувениров, которые выпустили к московской Олимпиаде 1980 года. Здесь есть марки, значки, часы, льняные рубахи и кеды с олимпийскими кольцами, но больше всего – мишек всех размеров и фактур. С Чебурашкой может посоревноваться только олимпийский Мишка. К Олимпиаде было выпущено несметное количество медведей. Они были абсолютно любой высоты, любого размера, это были мягкие или резиновые игрушки, парфюмерные флаконы, мишки из дерева, из стекла.

Каждая советская игрушка – будь она из дешевой пластмассы или престижного папье-маше – это дорогое сердцу воспоминание. Память о том, что когда-то солнце светило чаще, конфеты были слаще, а куклы симпатичнее и добрее. И если в начале советской истории игрушки поучали и воспитывали, то к концу эпохи они обещали лишь одно, причем, самое главное – счастливое и безоблачное детство.

Ознакомиться со всеми игрушками из фондов Всероссийского историко-этнографического музея можно здесь.