В Музейных рядах открывается выставка живописи А. Ф. Дубова

2 сентября 2022 года в 15:00 в Музейных рядах пройдет торжественное открытие выставки живописи Александра Федоровича Дубова (1931-2000) из фондов Тверской областной картинной галереи. Некоторые работы экспонируются впервые.

По словам искусствоведа, заслуженного деятеля искусств РФ Татьяны Бойцовой: Александр Дубов – один из тех тверских живописцев второй половины ХХ века, которых в те годы принято было называть ведущими. Его имя традиционно упоминается вслед за именами его старших коллег, талантливых и известных по общероссийским художественным выставкам тверских художников: Николая Комиссарова, Василия Волкова, Владимира Москаева и Вячеслава Шумилова. 

А. Дубов из поколения, родившегося в самый канун Великой Отечественной войны. Он из тех, кого в наши дни называют «детьми войны». Как и фронтовикам, этому поколению свойственны были четкая мотивация в искусстве, творческий энтузиазм, целеустремленность и работоспособность.

А. Дубов получил профессиональное образование в Ивановском художественном училище. Окончил его в 1960 году. Едва ли идеи обновления искусства, характерные в те годы для молодежной среды, полностью владело умонастроениями тех отчаянных мальчишек, что съехались сюда после войны из разных городов страны. Отцы большинства из них погибли на фронте, а тяжесть первого послевоенного десятилетия каждый из них чувствовал на себе. Окончив в 1960 году художественное училище, А. Дубов по распределению уехал работать в Красноярск.

          В Красноярске трудился в Художественном фонде и работал над живописными произведениями для выставок. Чаще всего это были пейзажи с сюжетными мотивами. В Сибири было интересно жить и работать, но художник тосковал по родным местам. С этим и был связан его переезд сначала в Тулу, а затем, в 1967 году – в Калинин (Тверь). Здесь его с удовольствием приняли в Художественный фонд. Рядом были близкие люди, сестра, брат, будущая жена. Поблизости, в Кувшиново, жила мать, родня, друзья детства, сюда всегда можно было приехать погостить и поработать. Все вокруг было родным, понятным, близким. И все, что окружало, хотелось написать. Многие живописные работы этого времени были посвящены им среднерусской природе, памятникам старины, деревне. В них чувствовался интерес к жанровым композициям, к сюжетно-тематической основе. Успешными оказались и его участия на выставках. Ведь на родину он вернулся сложившимся художником. Поэтому сразу же после приезда в Калинин, в том же 1967 году, он был принят в члены Союза художников СССР.

           В конце 1960 – начале 1970-х годов художник много и с удовольствием писал старинные тверские города: Торжок, Осташков, Вышний Волочек, Калязин, старые кварталы областного центра, уголки Кувшинова. Он подолгу жил на «Академической даче» рядом с художниками из разных городов страны, «все знал», охотно говорил о своем творчестве и об искусстве вообще.

          Первым крупным произведением А. Дубова была композиция на историческую тему «Сельский учитель. 1920 год», созданная в 1969 году. Этой работой он с успехом выступил на зональной выставке «Большая Волга» в Ульяновске. Опыт, приобретенный при создании этого полотна, подвигнул автора к дальнейшей работе в этом жанре. Было написано несколько историко-тематических картин, в которых художник пытался убедительно заявить о себе как о мастере исторической картины. Однако с большей сердечностью и теплотой писались художником совсем иные образы. В первую очередь – до подробностей знакомая сельская жизнь. Ведь родина А. Дубова – районный городок Кувшиново – совсем небольшой, и он больше напоминает село, чем город. Образ жизни местных жителей – почти сельский. Поэтому сельская тема, близкая с детства, выразилась в его творчестве наиболее полно и органично.          Всегда проявляя интерес к смысловой форме произведения, художник написал целый ряд таких работ: «Золотой вечер» (1974), «Сельский почтальон» (1977) и другие. Одаренный способностью декоративно видеть окружающий мир он хорошо понимал свои качества и стремился максимально их реализовать.  А. Дубов всегда любил писать пейзажи. Он постоянно работал над этюдами, с пристрастием изучая особенности этого жанра. Все его произведения в этом жанре построены на натурных наблюдениях, на этюдной основе: «Оттепель. Старый Торжок»(1974), «Волжские просторы» (1977), «Облачный день» (1978), «Перед сенокосом» (1978), «Весной на Радонке» (1978), «Первые проталины» (1996), «Март в Торжке» (1986). В них – вечная, непреходящая красота тверской земли, с веселыми сенокосами, грозовыми веснами, осенними ненастьями, золотым осенним убранством, тишиной заснеженных зим и старых церквей.

       Одним из наиболее замечательных произведений А. Дубова стала картина «Осенние свадьбы» (1974). В ней проявились его лучшие профессиональные качества. Одно из самых выразительных его полотен рисует перед нами колоритный, запоминающийся образ красавицы-осени, традиционной поры праздников и веселых свадеб. Он не любил писать безмолвные красоты природы, всегда стремился подчеркнуть в той или иной форме присутствие в нем человека. Потому вне зависимости от жанра картины (будь то пейзаж, портрет, натюрморт или интерьер), мы отмечаем в творчестве А. Дубова сюжетные предпочтения. 

     С 70-х годов он часто пишет портреты. Как правило, моделями выбирает типажи, в которых можно раскрыться психологически. Он никогда не писал так называемых «генералов». Но в его творческом наследии выстроилась обширная панорама человеческих характеров и типов. Он писал рыбаков, механизаторов, врачей, доярок, студентов, художников, жену, сестру, детей, стремясь добиться наибольшей психологической выразительности.

А. Дубов – единственный из тверских художников, кто писал коллективные портреты. Как бы ни были разнообразны портретные работы А. Дубова, есть среди них некие сокровенные полотна, в которых глубокие личные чувства и переживания художника создали неповторимое обаяние нежных, трогательных образов. Такие произведения относятся к лучшим в его творчестве. Это «Портрет дочери» (1977), «Наташа» (1981), «Моя дочь Наташа» (1981), «Сережа» (1984), «Мальчик с книгой. Портрет сына» (1986), портреты жены.

Человек импульсивный и темпераментный А. Дубов любил творческие поездки. Ездил в Карелию, на русский Север, в Псковщину, Среднюю Азию, на Байкал… Очень любил такие поездки, и очень тосковал в них по родному дому. Вместе с друзьями-коллегами ездил по памятным и историческим местам тверского края. Он любил Торжок, Старицу, Берново, Малинники, Павловское – места, связанные с именем А. Пушкина. Часто ездил в Молдино, очень много писал в тех краях, нередко бывал в сельских галереях совхоза «Пролетарий», колхозов «Молдино» и «Борки».

А. Дубов всегда был в центре художественных событий, постоянно участвовал в ежегодных Неделях изобразительного искусства в Твери. Много лет избирался членом правления областного отделения Союза художников России, не одно десятилетие работал в составах художественного совета, различных выставок, жюри, комиссий. В то же время, он – один из немногих, кто был постоянным участником престижнейших художественных выставок страны. А в середине 1970-х, когда в областном центре было создано художественное училище, вместе со своими коллегами он стал одним из первых преподавателей. 

В последние годы он все больше сосредотачивался на жанре пейзажа, в котором стремился найти психологические решения, привнести в образы природы особый глубинный смысл.  И это ему удавалось. Он очень много работал, не давая себе отдыха. До конца дней будучи опытным живописцем А. Дубов оттачивал свое мастерство, постоянно упражнялся в этюдной работе, изучал особенности того или иного освещения в природе и т. д. Как и мастера старшего поколения, он отстаивал реалистическую школу, чтил профессию художника и видел в ней свое служение русской культуре.

В наши дни в центре Твери на доме № 3 по улице Серебряной установлена мемориальная доска, посвященная А. Дубову. Здесь размещалась мастерская художника.