Концепция
«ВИЭМ: место встречи с русской провинцией»
Резюме
Видение музея
Всероссийский историко-этнографический музей – это место встречи с русской провинцией, её историей, христианскими святынями, бытом и аутентичными ремеслами, гениями и героями.
Миссия музея
- Сохранять, исследовать, представлять и популяризировать наследие русской провинции во всем его многообразии.
- Реализовывать масштабные выставочные, научно-просветительские и образовательные проекты, направленные на осознание национальной идентичности и формирование патриотизма через знание и любовь к малой и большой родине.
- Создавать доступную и комфортную межрегиональную площадку для обсуждения принципиальных вопросов гуманитарного развития русской провинции: культуры, науки, сохранения окружающей среды, воспитания духовности, гармоничного развития личности на основе лучших образцов культурно-исторического наследия.
- Развивать туристский потенциала музея, усиливать его позиции как главного объекта культурно-образовательного и туристского притяжения Верхневолжья.
Место и роль объектов музейного комплекса ВИЭМ в реализации стратегической цели «От музея событий к Музею-событию»:
- «Музейные ряды» – место первого знакомства с древним городом и его колоритом.
- «Дом России» – центр межрегиональных и межэтнических коммуникаций.
- «Этнографический центр» – место постижения русского национального характера во всей палитре его красок.
- «Странноприимный дом» в Борисоглебском монастыре – место встречи паломников, устремленных к древнейшей святыне России.
- «Гостиница Пожарских» – отражение русского гостеприимства, предприимчивости и новаторского духа.
- «Новоторжский кремль» – идеальное пространство для народных праздников и фестивалей под открытым небом, в том числе военно-патриотической направленности.
- Усадебные комплексы на набережной реки Тверцы – в гостях у гениев места (встреча героев прошлого и настоящего), а также детский культурный центр.
- Фондохранилище (усадебный комплекс на ул. Старицкой и новое здание) – встреча с историей, археологией и артефактами.
Общая характеристика ВИЭМ: коллекция, аудитории, вызовы и возможности 2020 года, стратегия «10/100»
Всероссийский историко-этнографический музей (ВИЭМ) – федеральный музей с универсальной гуманитарной тематикой создан при активном участии академика Д. С. Лихачева в 1989 г. в Торжке, малом городе Тверской области. Музей располагается в историческом центре города и занимает 14 зданий (памятники архитектуры XVIII–XIX веков).
ВИЭМ – это место встречи с русской провинцией, её историей, православными святынями, бытом и аутентичными ремеслами, гениями и героями. Музейный комплекс составляют 7 научно-экспозиционных отделов: Этнографический центр, Гостиница Пожарских, «Дом России», «Музейные ряды», «Странноприимный дом», комплекс купеческих усадебных особняков на набережной реки Тверцы и объект под открытым небом – «Новоторжский кремль».
Музейное собрание насчитывает более 62 тыс. единиц хранения, из них более 40 тыс. единиц основного фонда. Наиболее ценными коллекциями являются:
- Археологическая коллекция, в составе которой:
- уникальная коллекция памятников древнерусской письменности – новоторжских берестяных грамот (19 ед.), в том числе уникальная грамота с литературным текстом – отрывком из притчи «Слова о премудрости» Кирилла Туровского;
- коллекция фрагментов фресок Борисоглебского собора домонгольского периода;
- уникальный образец золотного шитья XII века – очелье женского головного убора из захоронения, выявленного на территории Борисоглебского монастыря;
- вислые печати – уникальные памятники, отражающие становление и развитие русской государственности;
- обширные коллекции предметов (и их фрагментов) из керамики, металла, дерева, кости (глиняная посуда и предметы быта, орудия труда, охоты, рыбной ловли; оружие; украшения – фибулы, подвески, перстни, пуговицы, бусы; предметы культа – кресты, энколпионы, иконки, складни).
- Обширные этнографические коллекции, отражающие духовную и материальную культуру, жизнь и быт населения Верхневолжья XIX–XX вв. (предметы быта, орудия труда, рукоделия, декоративно-прикладного искусства), формирующиеся в результате этнографических экспедиций, обследований, работы со сдатчиками и информантами в регионе (в том числе фольклорные материалы).
- Документальные, фото- и изобразительные фонды, включающие личные и семейные фонды представителей разных сословий дореволюционного периода российской истории; деятелей культуры, науки, искусства, промышленного производства советского периода; участников исторических событий, в том числе мировых войн, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, тематические коллекции.
В ноябре 2019 года ВИЭМ принял новую стратегию развития «Торжок: место встречи с русской провинцией», что позволило впервые представить широкой аудитории разнообразие фондовых коллекций в составе актуальных выставочных проектов: «В фокусе Добрынина» (выставка удостоена премии Александра Невского за 2020 год), «Путешествие в Льногорск», «Осташи – хороши», «Посмотри в небеса». Развернута работа по подготовке масштабных выставочных проектов: «Тропинка в тайну жизни» (живопись и графика Анатолия Лыкина) для Музейно-мемориального комплекса «Победа» (Южно-Сахалинск, февраль-май 2021 г.), «Почтенный купец» (А. Н. Островский в Торжке) в «Доме России» (Торжок, ВИЭМ, май-сентябрь 2021 г.) др.
Существенно расширена тематика и форматы научно-просветительских, образовательных и исследовательских программ музея, наиболее значимые проекты: «Лихачевские субботы», «Тверской характер», «Елоховский-140», лекторий «На берегах искусств», этнографическая программа «Не красна изба углами, а красна пирогами», межрегиональный проект «Перекличка героев».
Всероссийский статус музея подтверждается развитием инновационного проекта «Дом России», предполагающего презентацию в едином экспозиционном пространстве природно-культурного своеобразия и единства сопряжённых между собою 12 исторических регионов Центральной части России.
Особое внимание уделяется сохранению памяти об уроженцах новоторжской земли, получивших мировое признание, – архитекторе Николае Львове, художнике Алексее Явленском, археологе Евгении Яковлеве, мнемонисте Соломоне Шерешевском.
Музей активизирует городскую жизнь, создавая новые туристские маршруты (в том числе с посещением новоторжских усадеб Никольское, Василёво, Знаменское-Раёк), проводя всероссийские фестивали и этнографические праздники, ежегодные научно-практические конференции «Образование, интегрированное в культуру. Музейный практикум» и Музейные чтения им. Д. С. Лихачева, привлекая инициативных горожан, общественность, туристов, партнеров к соавторству.
Плановая посещаемость музея на 2020 год — 69,3 тыс. человек, объем платных услуг – 7 000 тыс. рублей в год, средняя заработная плата 32 930 рублей.
Число культурно-массовых, образовательных и просветительских программ в 2020 году возросло в три раза по сравнению с 2019 г.
Основа изменений – возвращение музея к принципам, заложенным при его создании в 1988 году академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым.
В первую очередь, эта идея универсальной гуманитарной составляющей музея, полноценной культурной жизни малого города, разгадка той индивидуальной красоты древнего исторического города, о которой писал Дмитрий Сергеевич в статье «Провинция и великие малые города России».
Во-вторых, это новые формы образовательных практик – через погружение в среду исторического города, лабораторную работу и диалог научных учреждений, музея, органов местной власти, общественности и турбизнеса.
За год ВИЭМ стал флагманом культурных и туристических событий в Тверской области, что было отмечено региональным Министерством туризма. Наша стратегическая цель – перейти от количественного роста событий к формированию культурной повестки территории (Торжка, туристкой зоны «Великое Троеградье: Тверь, Торжок, Старица», Верхневолжья в целом), чтобы трансформировать музей событий в музей-событие.
Маленькое путешествие в Торжок должно стать значимым событием для наших гостей – туристов, школьников, специалистов.
Тяжелая эпидемиологическая ситуация 2020 года была не только серьезным вызовом и проверкой жизнеспособности проводимых изменений в музее, но и высветила возможности ВИЭМ и Торжка к дальнейшему развитию. В третьем квартале 2020 года Торжок принял небывалое количество внутренних туристов. Инфраструктура города справляется с возросшим почти в два раза потоком, поэтому музей должен сформировать многофункциональные культурные предложения, чтобы удовлетворить запросы как массовых тургрупп, так и семейной аудитории, гостей нишевых интересов и обеспечить максимально полное развитие экспозиционно-выставочной, научно-исследовательской, образовательной деятельности.
Анализ целевых аудиторий и их запросов
Целевая аудитория ВИЭМ – это гости, ищущие новых впечатлений и знаний:
- их привлекает сохранившаяся многогранность русской провинции как она есть, без прикрас,
- они стремятся понять свой жизненный и профессиональный путь в соотнесении с национальной историей и культурой,
- желают отдохнуть душой и телом, насладиться прелестью русской провинции – свежим воздухом, красотой памятников и историями местных героев, чистотой помыслов и радушием,
- испытывают радость и вдохновение от открытия простых, но наполненных смыслом вещей, стремятся увидеть великое в малом, попробовать что-нибудь настоящее, искреннее, чтобы запало в душу.
Таблица 1.
Анализ запросов разных категорий посетителя музейного комплекса ВИЭМ
Категория | Запрос |
Географический критерий | |
Новоторы (жители города 46 944 чел.) | Желают получить комфортное место для жизни и отдыха, повод для гордости за свой город. |
Турпоток Тверской области (1 800 тыс. – 2019 г.) | Хотят провести выходные дни в интересном месте, «свидание в Торжке», увидеть все краски древнего города. |
Турпоток Торжка (200 тыс. – 2019 г.) | Познать все краски русской провинции. Требуют яркую понятную навигацию по историческому центру с акцентами: на самом интересном – музеи («удовлетворить жажду любопытства);на самом вкусном – рестораны, кафе («насытить требования желудка»);на самом полезном – магазины традиционных промыслов и сувенирные лавки («охота купить гостинец»). |
Категория | Запрос |
Иностранные туристы | Желают почувствовать дух провинциальной России, образовательные возможности (русский язык как иностранный, история, православные святыни, знаковые личности). |
Поведенческий критерий | |
Семейные аудитории | Запрос на доступную, познавательную, увлекательную, культурно-образовательную среду, необходимо место, чтобы провести время с детьми. |
Школьники, образовательные учреждения | Запрос на стильные общественные пространства для общения, творчества и обучения. |
Молодежь | Нужен зримый стимул «остаться в родном городе» или посетить Торжок как туристический центр. |
Интеллектуальные туристы | Запрос на осмотр исторических, природных и деловых достопримечательностей с целью ознакомления с гениями места. |
Специалисты | Запрос на возможности научно-исследовательской работы, пребывания в музейной резиденции. |
Концепция развития музея предполагает последовательное продвижение имиджа и репутации ВИЭМ как места уникального образа русской провинции (малого города) для трех типов потребителей:
Посетители музея и туристы. Развитие аудитории за счет целевых групп – широких и нишевых интересов, создание предложений для гостей третьего возраста, людей с особыми потребностями и ограниченными возможностями, музейных и научных работников – в первую очередь из малых городов.
Сообщества. Взаимодействовать с местным сообществом, сильным краеведческим блоком, с профильными региональными образовательными и культурными организациями с целью сохранения традиций и развития культурных ресурсов для будущих поколений.
Персонал (внутренние аудитории). Изменить существующий образ деятельности музейного персонала, напомнить, в каком уникальном месте сотрудники работают, призвать к новаторству, побудить их смотреть на привычное с удивлением, заново узнавать город, расширяя границы его восприятия, самим формировать место для знакомства с русской провинцией в более широком контексте.
Прогнозируемые показатели – стратегия «10/100»
К 2023 году ВИЭМ должен выйти на показатели: 10 млн.руб. внебюджетных средств в год и принимать в год 100 тыс. гостей.
Таблица 2.
Динамика основных показателей выполнения государственного задания
Год | Посещаемость (тыс. чел) | Объем внебюджетных средств (тыс. руб.) |
2016 | План 72,0 Факт 65,0 | План 6100,0 Факт 5100,0 |
2017 | План 72,0 Факт 63,5 | План 6000,0 Факт 4600,0 |
2018 | План 67,0 Факт 61,0 | План 6000,0 Факт 5400,0 |
2019 | План 72,8 Факт 77,2 | План 6500,0 План с 12.11.2019 г. 7000,0 Факт 7400,0 |
2020 | План 69,3 Факт (9 мес.) 41,0 | План 7 000,0 Факт (9 мес.) 4400,0 |
2021 | План 74,0 | План 7 500,0 |
2022 | План 80,0 | План 9 000,0 |
2023 | План 100,0 | План 10 000,0 |
Увеличение посещаемости и внебюджетных доходов учреждения будет обеспечено организацией и повышением качества экскурсионного обслуживания, изменением подходов к экспозиционно-выставочной деятельности, наращиванием мероприятий событийного туризма и научно-просветительских программ и проектов (научных конференций, лекториев, образовательных программ современных форматов); доходов от реализации собственной продукции музейных ремесленных мастерских и продажи сувенирной продукции, запуска музейной резиденции (гостевого дома).
2. Миссия, цель, стратегические задачи и принципы их реализации
Проведенный анализ позволил сформулировать основные положения концепции развития ВИЭМ: видение – описание идентичности музея, миссию и стратегические цели, а также содержательные и ценностные ориентиры развития.
Видение музея
Всероссийский историко-этнографический музей – это место встречи с русской провинцией, её историей, православными святынями, бытом и аутентичными ремеслами, гениями и героями.
Древний Торжок – это воплощение русской провинции:
- Памятник градостроительства, гармонично сочетающий природный ландшафт и историческую застройку XVIII–XIX веков.
- Центр духовной силы – здесь расположен древнейший монастырь в честь первых русских православных святых Бориса и Глеба.
- Место творческих замыслов «русского Леонардо» Николая Львова и любимая остановка А. С. Пушкина.
- Самобытный образец дворянской усадебной культуры и опыта земства.
- Территория, где возрождаются традиции ремесел и промыслов, ярмарок как социокультурного феномена.
- Зона рекреации с комфортными местами для проведения фестивалей и народных праздников под открытым небом.
- Точка притяжения для выдающихся людей России, прославивших Отечество.
Все это создает перспективы не только для развития территории, но и для перехода на качественно новый уровень Всероссийского историко-этнографического музея.
Новая миссия музея выражена в единстве стратегических целей:
- Сохранять, исследовать, представлять и популяризировать наследие русской провинции во всем его многообразии.
- Реализовывать масштабные выставочные, научно-просветительские и образовательные проекты, направленные на осознание национальной идентичности и формирование патриотизма через знание и любовь к малой и большой родине.
- Развивать доступную и комфортную межрегиональную площадку для обсуждения принципиальных вопросов гуманитарного развития русской провинции: культуры и исторического наследия, науки, сохранения окружающей среды, воспитания духовности, гармоничного развития личности.
- Развивать туристский потенциала музея, усиливать его позиции как главного объекта культурно-образовательного и туристского притяжения Верхневолжья.
Ценности и принципы реализации стратегических задач
Инициируя необходимые изменения, музей продолжает дело Дмитрия Сергеевича Лихачева, заявляем и разделяем следующие ценности:
- принцип «Великое в малом» – осознание мощи и силы русской провинции, необходимости сохранения и популяризации великого наследия в малых городах России.
«Прежде всего надо спасать культуру провинции. Большинство талантов и гениев в нашей стране родилось и получило первоначальное образование именно там…»
Д. С. Лихачев.
- «Экология культуры» – отражение органического подхода к разработке экспозиций, музейных проектов и программ.
«Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы»
Д. С. Лихачев.
- Инновации – использование современных форматов и технологий сохранения, интерпретации и популяризация культурного наследия.
«Настоящее – это звук, снятый с пластинки иглой проигрывателя. Но прошлое и будущее на этой пластинке есть, существует, неистребимо».
Д. С. Лихачев
- Гостеприимство – создание открытого, доступного пространства, воплощающего идею образования, интегрированного в культуру.
«Русский характер в доброте, отзывчивости, даже в знаменитом, почти исчезнувшем хлебосольстве».
Д. С. Лихачев
3. Ключевые проблемы и приоритетные направления развития музейного комплекса ВИЭМ
ВИЭМ имеет большой потенциал стать визитной карточкой города Торжка и Тверской области на всероссийском уровне, местом межрегиональных коммуникаций, проведения всероссийских фестивалей и конференций, образовательных мероприятий нового типа.
Соотнесение внутренних противоречий в функционировании музея и структуры социального заказа позволяет сформировать проблемное поле, выход из которого позволит обеспечить развитие музейного комплекса ВИЭМ до 2023 года по трем приоритетным направлениям:
- «Пространство» – создание открытого и интересного культурного пространства, доступного и привлекательного места для разных аудиторий.
- «Коллекция» – преодоление сложившегося перекоса в сторону краеведческих коллекций. Поскольку музей имеет федеральный статус, должны быть сформированы столь же достойно и насыщенно коллекции регионального и всероссийского уровня, а экспозиции местного уровня приведены в пропорциональное соответствие им. В ходе реализации музейных функций значительно усилить функции исследования и интерпретации, что позволит проводить на научной основе реновацию постоянных экспозиций, создавать современные межмузейные выставочные проекты, мультимедийный продукты.
- «Коллектив» – создание прозрачной системы планирования, оценки результатов труда и стимулирования.
Обеспечить реализацию миссии возможно лишь при мобилизации всех внутренних ресурсов и потенциалов музея, а также при участии областных и местных властей и с учетом интересов населения территорий, бизнеса, научной общественности.
Приоритетное направление «Пространство»
В целом хозяйство музея оказалось очень запущено, начиная от санитарного состояния объектов, и заканчивая потребностью в полномасштабных ремонтно-реставрационных работах по зданиям-памятникам архитектуры.
За 2020 год часть ремонтных работ была проведена своими силами: это и восстановление внешнего облика зданий, и внутренние ремонтные работы. На системной основе начата работа по решению вопросов с документацией по зданиям.
Cложным является вопрос со зданиями фондохранилищ, поскольку от их состояния и оборудования напрямую зависит сохранность культурных ценностей и защита коллекции. Для обеспечения сохранности музейных коллекций будет установлена система климат-контроля, позволяющая поддерживать в норме температурно-влажностный режим в фондохранилищах.
Вторая проблема, которую запланировано решить до 2023 года, – сдать в эксплуатацию Гостиницу Пожарских и комплекс особняков на набережной.
Третья стратегическая задача – организация доступности объектов для людей с ограниченными возможностями здоровья. В связи со сложностью планировки купеческих особняков – памятников архитектуры, системно способны работать только на одном объекте – «Музейные ряды». Здесь важным станет партнерство с крупнейшим специализированным предприятием на территории – компанией «Тифлоцентр Вертикаль».
В текущем режиме будут завершены проекты по запуску визит-центров и зон гостеприимства, а также оборудование экспозиционных и выставочных площадей для полноценной музейной работы – качественного и безопасного показа собственной коллекции и осуществления межмузейных проектов.
Таблица 3
Основные мероприятия по разработке проектно-сметной документации и проведению ремонтно-реставрационных работ по объектам культурного наследия на 2020-2023 гг.
Фондохранилища, Торжок, ул. Старицкая, 1-3 | ||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Старое здание | Установка системы видеонаблюдения | Установка системы климат-контроля | ||
Ремонт кровли | ||||
Новое здание | Деловая переписка и рабочие совещания по вопросу остановки строительства здания нового фондохранилища ВИЭМ с Минкультуры России, заказчиком работ, правоохранительными органами и т.д. Организация теплоснабжения по ходатайству Главы города Торжка. | Подготовка рабочей документации о передаче недостроенного здания в собственность ВИЭМ | Реконструкция здания | Реконструкция здания, ввод в эксплуатацию |
«Музейные ряды», Торжок, площадь 9 Января, д.2. | ||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Входная группа | Разработка дизайн- кода, дизайна входной группы | Ремонт входной группы, создание визит-центра | Создание сувенирного магазина, Оформление проектной документации на фасадную подсветку здания. | Оборудование объекта для приема посетителей с ОВЗ. |
Фасад, реставрация здания | Фрагментарный ремонт фасадов | |||
Согласование с Минкультуры России передачи в федеральную собственность муниципального здания –памятника архитектуры XIX в., «Торговые ряды», д. 2 | Подготовка проектно-сметной документации. | Начало реставрационных работ. | ||
Зал сменных выставок | Косметический ремонт зала сменных выставок | Установка музейного освещения | Установка системы контроля и регулирования температурно-влажностного режима |
«Странноприимный дом» ул. Старицкая, 7 | ||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Часовня Успения Пресвятой Богородицы | Подготовка документации на реставрацию купола | Реставрационные работы | ||
Входная группа | Разработка дизайн- кода, интерьерного решения входной группы, создания зоны гостеприимства | Ремонт зоны гостеприимства | Перенос входной группы | Монтаж фасадной подсветки здания |
«Гостиница Пожарских» ул. Дзержинского, 48 | ||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Здание, фасад | Подготовка документов на сдачу реставрации и ввода объекта в эксплуатацию. Фрагментарный ремонт фасада. | Сдача объекта в эксплуатацию. Подготовка документации по объекту согласно требованиям безопасности объекта (замена входной группы, установка периметрального ограждения, укрепления оконных проёмов), оформление заявки в целевые программы и гранты на установку периметрального ограждения объекта. | Замена входной группы, согласно требованиям безопасности объекта. Оформление проектной документации на фасадную подсветку здания. | Монтаж фасадной подсветки здания. |
Интерьеры | Косметический ремонт парадной лестницы. Разработка дизайн-кода. Открытие туристического визит-центра ВИЭМ. | Реновация интерьеров музейного кафе и сувенирного магазина «Варшавский магазин» Создание интерьеров пушкинской библиотеки, игровой и бильярдной. | Установка системы контроля и регулирования температурно-влажностного режима залов сменных выставок. | Закупка современного выставочного оборудования климат – контроля и системы освещения для зала сменных выставок. |
«Новоторжский кремль» Верхнее городище Новоторжского кремля | ||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Инфраструктура | Разработка дизайн-кода, интерьерного решения помещения кассы. | Ремонт и обновление интерьера помещения зоны гостеприимства, система навигации | Инфраструктура для проведения праздников и фестивалей под открытым небом (зона отдыха, санитарные помещения, сувенирные лавки и пр.). | |
Временные строения | Строительство смотровой площадки | Установка кузницы, стенобитных орудий | Строительство “Княжьего терема” |
«Дом России» ул. Луначарского, 3 | ||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Фрагментарный ремонт фасада. Организация ливневого стока вод. Установка забора. | Оформление проектной документации на фасадную подсветку здания. | Монтаж фасадной подсветки здания. |
«Этнографический центр» ул. Луначарского, 21 | ||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Фасады | Фрагментарный ремонт фасада Организация ливневого стока вод. | Фрагментарный ремонт фасада | Монтаж подсветки. | |
Внутренний двор | Изготовление оборудования (клумбы, лавки). | Замена крыши беседки. Ремонт забора. |
Приоритетное направление «Коллекция»
В трехлетней перспективе важно создать условия, чтобы воплотить в жизнь идеи, заложенные в миссии музея по трансформации на уровне коллекции. Результаты мозговых штурмов внутри коллектива по выработке стратегии пополнения музейного собрания планируется вынести на ученый совет ВИЭМ, куда приглашены ведущие ученые, музейщики, эксперты. И на основе широкого общественного и профессионального обсуждения найти приоритетные направления формирования коллекции, достойной всероссийского статуса музея и выработать механизмы реализации такой стратегии, в том числе и по привлечению финансирования.
Заседание планируется провести в режиме онлайн-конференции 26 ноября 2020 года в рамках II Всероссийской научно-практической конференции «Музейные чтения им Д. С. Лихачева».
Важным направлением является реализация современных подходов к представлению и популяризации коллекции.
Разработан трехлетний план по реновации и созданию новых постоянных экспозиций, проведению крупных выставочных проектов, в том числе и выездных. Для каждого проекта заданы новые критерии качества: по развитию межмузейного взаимодействия, по сопровождающим выставки культурно-образовательным программам, по развитию сувенирного направления и др.
В идею каждой выставки заложен комплекс мер по «культурному программированию территории». Например, экспозиция «Путешествие в Льногорск» призвана раскрыть историко-этнографический профиль, развить партнерство со Всероссийским научно-исследовательским институтом льна, расположенным в Торжке с 1930-х годов. В перспективе проект нацелен на поиск актуальных способов экспонирования с современными культурологами и художниками, и через это сотрудничество на поиск собственного места и стиля ВИЭМ среди музеев этнографического профиля.
В реализации выставки «Почтенный купец» (перенесенной на 2021 год) ВИЭМ сотрудничает с ведущими музеями и культурными организациям России: Александринским театром, Музеем кино, Государственным литературным музеем и Государственным театральным музеем им. Бахрушина. Проект предполагает создание новой городской достопримечательности – в мае 2021 года будет объявлен конкурс на создание мемориальной доски, посвященной визиту в Торжок Александра Николаевича Островского и посещению им в 1856 году дома новоторжского купца Ефрема Елизарова.
Проект «Посмотри в небеса» – призван спасти уникальную икону-небо из деревянной Старо-Вознесенской церкви, которая в течение 30 лет погибала на временном хранении в фондах ВИЭМ, не имея собственника. Важно отметить поддержку коллег из музея-заповедника Кижи, общественность, совместными усилиями данный вопрос сдвинут с мертвой точки.
В 2022 году планируется создать уникальный для ВИЭМ проект с открытой реставрационной мастерской и обширной выставочной программой, посвященной деревянному зодчеству, в сотрудничестве с РПЦ создать передвижную выставку об истории Старо-Вознесенской церкви, уникального памятника архитектуры.
Ряд сменных выставок в Гостинице Пожарских по теме «Гостиница в социокультурном пространстве города», создание системы исторических вывесок на фасаде объекта позволит встроить ВИЭМ в маршруты «Государева дорога», «Пушкинское кольцо Верхневолжья», более того – перейти от точки туристического притяжения к смыслообразующему звену этих крупных проектов.
Очень интересный проект «Маленький музей большой памяти», посвященный Соломону Шерешевскому, рассчитываем в его реализации на поддержку грантового конкурса Российского еврейского конгресса.
Крупные межмузейные выставочные проекты 2021–2023 гг. | ||
2021 | 2022 | 2023 |
«Почтенный купец» – о пребывании А. Н. Островского в Торжке в 1856 году и посещении дома новоторжского купца Ефрема Елизарова Торжок, ВИЭМ, Дом России Совместный проект с Александринским театром, Музеем кино, Государственным Литературным музеем им. В. И. Даля и Государственный центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина | «Посмотри в небеса» Открытая реставрация предметов из деревянной Старо-Вознесенской церкви: икона-небо «Троица Новозаветная», икона «Господь Саваоф» и крест «Распятие Христово». Совместно с Музеем-заповедником «Кижи» | «Богатырь Костя Новоторжанин» Легенда художника Ивана Митрофанова. Совместный проект с Орловским государственным объединенным литературным музеем. |
«Музейные ряды» | ||
Реновация экспозиций | ||
2021 | 2022 | 2023 |
Реновация историко-культурной экспозиции «Прогулки по старому Торжку», создание образовательной оболочки для постоянной экспозиции «Новоторжские берестяные грамоты» | Реновация археологической экспозиции «История под вашими ногами» | Создание новой экспозиции «Десять веков Торжка» |
«Гостиница Пожарских» | ||
Серия выставок на тему «Гостиница в социокультурном пространстве города» | ||
2021 | 2022 | 2023 |
«Часто задаваемые вопросы: история гостиницы Пожарских» | «Запахи и звуки» (акустические и ольфакторные впечатления провинциального города) | «Нумер гостиницы NN» (трактирный быт и знаменитые постояльцы) |
«Этнографический центр» | ||
Развитие постоянных экспозиций | ||
2021 | 2022 | 2023 |
«Осташи–хороши» Коллекция осташковских набойных досок | «Путешествие в Льногорск» Деревянные орудия труда для выращивания льна | Зал, посвященный этнографу Н. А. Елоховскому и собранию материалов из его архива |
«Новоторжский кремль» | ||
2021 | 2022 | 2023 |
Постоянная военно-патриотическая экспозиция |
Приоритетное направление «Коллектив» предусматривает преобразование организационной структуры, внедрение эффективной системы планирования и контроля, прозрачной и справедливой системы оценки и оплаты труда.
Кадровый вопрос стоит очень остро, его решение возможно через создание гибридных проектных моделей с ведущими образовательными учреждениями. В 2020 году был заключен договор о сотрудничестве с Тверским государственным университетом, реализуется пилотный проект создания выставки «Боже, Царя храни», посвященной восприятию провинциальными жителями Торжка коронации Николая II, в сотрудничестве с бакалавриатом и магистратурой исторического факультета. Данная модель может быть перенесена на сотрудничество со столичными и региональными ВУЗами.
Исходя из текущего положения для развития кадрового потенциала ВИЭМ предлагаются следующие мероприятия:
- совершенствование организационной структуры штатного расписания, оптимизация кадрового состава за счет перераспределения функциональных обязанностей;
- организация новых структурных подразделений: служба ученого секретаря, отдел развития с приглашением специалиста по IT-технологиям;
- реорганизация системы экскурсионного обслуживания и привлечение сезонных экскурсоводов;
- привлечение высококвалифицированных специалистов: кураторов выставочных проектов, реставраторов, дизайнеров, специалистов по разработке мультимедийных программ и созданию электронных коллекций, музейных педагогов, социальных психологов, специалистов по адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создание эффективной системы мотивации и стимулирования труда сотрудников музея, направленной на результативность и повышение производительности труда;
- разработка мер по привлечению в Музей талантливой и профессиональной молодёжи, в том числе реализация договора о сотрудничестве с Тверским государственным университетом.
- Научно-экспозиционные объекты музея как точки роста, их позиционирование и стратегические задачи
ВИЭМ – это большой музейный комплекс, который составляют 7 научно-экспозиционных объектов. В 2020 году обозначено позиционирование каждого из них, были назначены заведующие отделов. Одновременно очень успешной оказалась идея интеграционных маршрутов, которые связывают отдельные точки в полноценные тематические туристические туры в пределах ВИЭМ.
От общего концептуального видения «ВИЭМ: место встречи с русской провинцией» следует перейти к последовательному развитию каждого из семи научно-экспозиционных объектов музейного комплекса.
Для «Музейных рядов» – это модернизация постоянных экспозиций и создание условий для представления запасников и приема крупных межмузейных выставочных проектов в зале сменных выставок. Этот объект должен составить музейный квартал с двумя музеями ВИЭМ, расположенными на Климентовской улице (Луначарского), – «Этнографическим центром» и «Домом России», а также комплексом особняков на набережной Тверцы.
Реорганизацию экскурсионной работы возглавит зав. НЭО «Странноприимным дом» – это и введение системы сеансов, повышение методического уровня экскурсоводов и гидов, разработка новых городских маршрутов и путешествий в усадьбы.
Стратегической задачей НЭО «Новоторжский кремль» является создание постоянной военно-патриотической экспозиции, развитие инфраструктуры для проведения праздников и фестивалей под открытым небом.
Отработка инновационных проектов будет проходить на базе «Гостиницы Пожарских» – в 2020 году культурно-образовательные программы этого музейного объекта приносили наибольшим доход.
Таблица 5
Стратегические задачи научно-экспозиционных отделов ВИЭМ до 2023 г.
«Музейные ряды» | ||
Позиционирование | Точки роста | Знаковые события 2021–2023 |
Место первого знакомства с древним городом и его колоритом. | Трансформация образа краеведческих экспозиций в визитную карточку русской провинции, города Торжка и музейного комплекса ВИЭМ. Создание новой интерактивной экспозиции «10 веков Торжка». Реновация экспозиции, посвященной коллекции берестяных грамот, разработка новых научно-просветительских и туристических программ. Создание современной зоны гостеприимства, включающий экскурсионное бюро, сервис службу, навигатор по музейному комплексу, санитарные комнаты, музейный магазин с тремя отделами: музейный сувенир, авторские изделия ручной работы, книжный отдел. Интеграция в зону городского развития «Музейный квартал» | Программа сменных выставок. Создание открытой реставрации Запуск программы «Николай Львов. Отражения» |
«Дом России» | ||
Позиционирование | Точки роста | Знаковые события |
Центр межрегионального сотрудничества. | 1. Реализация концепции «Дом России». 2. Презентация и воплощение экспозиции 12 регионов Центральной части России. 3. Реализация межрайонной программы «Тверской характер». | Выставки «Почтенный купец», «Боже, царя храни», «В саду воспоминаний». События проекта «Перекличка героев». Музейные фестивали «Дни Смоленской, Вологодской, Московской области» |
«Этнографический центр» | ||
Позиционирование | Точки роста | Знаковые события |
Место постижения русского национального характера во всей палитре его красок | Развитие научно-просветительской программы «Елоховский-140» –полный цикл до 2023 Развитие «Путешествие в Льногорск», посвященное льноводству в России Освоение внутреннего двора как общественного пространства «Сказочный дворик на Климентовской» Интеграция в маршрут «По Климентовской» как части музейного квартала. Повышение качества этнографических программ (пополнение коллекции костюмов, повышение методического уровня, расширение тематики программ) Исследовательская и выставочная работа по деревянной крестьянской утвари – в контексте современного искусства (интерпретация) | Проведение мероприятий в рамках межрайоной программы «Тверской характер» с итоговым фестивалем под открытым небом. Годовой цикл этнографических праздников «Льняная масленица», «Девичья коса», «Праздник первого снопа», «Капустины в Торжке», «Новолетие», «Мороз Иванович». |
«Странноприимный дом» в Борисоглебском монастыре | ||
Позиционирование | Точки роста | Знаковые события |
Место встречи паломников, устремленных к древнейшей святыне Верхневолжья. | Создание экскурсионного центра, посвященного Борисоглебскому монастырю. Выставочная программа Развитие культурно-просветительских проектов «Святые русского православной церкви» «Лихачевские субботы» Новые тематические городские маршруты «Ефрем Новоторжский», «Старо-Вознесенская церковь» | Циклы просветительских программ «Лихачевские субботы», «Святые русской православной церкви». Новые маршруты «Ефрем Новоторжский», «Старо-Вознесенская деревянная церковь». «Путешествие на Дудорову гору», «Львовские усадьбы: Никольское, Василёво, Знаменское Раёк». Реализация совместного проекта с Тверской епархией РПЦ, посвященного убранству деревянной Старо-Вознесенской Тихвинской церкви. Реновация экспозиции, посвященной Н. А. Львову. Разработка экскурсионного маршрута «Путешествие на Дудорову гору», всероссийского проекта «Отражения Николая Львова», создание музейной премии «Великолепный дилетант». |
«Гостиница Пожарских» | ||
Позиционирование | Точки роста | Знаковые события |
Отражение русского гостеприимства, предприимчивости и новаторского духа. | Выставочные проекты «Гостиница в социокультурном пространстве города». Развитие визит-центра и Варшавского магазина. Создание городской достопримечательности – комплекса вывесок начала XX века. Запуск библиотечного, игрового и концертного зала на постоянной основе. Интеграция в маршруты «Государева дорога», «Пушкинское кольцо Верхневолжья» и зону городского развития «Дворцовая площадь». Создание пространства коммуникаций для научного и бизнес-сообщества. | Пушкинский монофестиваль, праздники «Торжок хлебосольный» и «Фестиваль пустой бутылки». Программы «Пушкинский бал», «Архитектурный квест», «Елка у Дарьи Пожарской», «Блины у Дарьи Пожарской», «Русская Психея», «Однажды на Ямской» Представление кукол-плясунов (дергунчики). Всероссийские научно-практические конференции «Образование, интегрированное в культуру», Музейные чтения им. Д. С. Лихачева. Лекторий «На берегах искусств». Музейно-театральные программы и литературно-музыкальные концерты. Тур «Чудные мгновения Анны Керн». |
«Новоторжский кремль» | ||
Позиционирование | Точки роста | Знаковые события |
Идеальное пространство для народных праздников и фестивалей под открытым небом, в том числе военно-патриотической направленности. | Создание постоянной военно-патриотической экспозиции.Развитие инфраструктуры для проведения праздников и фестивалей под открытым небом. | Фестивали под открытым небом: «Блин с припёком», «Тверской характер», «Кузьминки в Торжке». Праздники: «Рождественская ярмарка», «День Левши», «Спасовки» и др. |
Усадебные комплексы на набережной Тверцы | ||
Позиционирование | Точки роста | Знаковые события |
В гостях у гениев места (встреча героев прошлого и настоящего). | Реализация музейного проекта «Маленький музей большой памяти» (Торжок – родина Соломона Шерешевского). Запуск гостевого дома. | Функционирование детского культурного центра. Всероссийский конкурс детского рисунка. Маршрут «Князь-магнетизер». |
Фондохранилище (усадебный комплекс на Старицкой и новое здание) | ||
Позиционирование | Точки роста | Знаковые события |
Встреча с историей, археологией и артефактами. | Оцифровка письменных источников (воспоминания, дневники, рукописи) и фотодокументов.Запуск издательских проектов, в том числе в сети Интернет. | Реновация научной библиотеки.Создание летней школы им. Д. С. Лихачева. |
- Цифровизация
Вынужденный переход на полное функционирование музея в онлайн-формат во втором квартале 2020 года высветил для команды ВИЭМ важность данного направления работ и активного включения в федеральный проект «Цифровая культура»:
- запущены процессы (фотосъёмка, научные описания) для публикации музейного собрания в программе Артефакт по археологической коллекции «История под вашими ногами».
- разрабатывается виртуальная выставка, посвященная коллекции золотного шитья для размещения на различных цифровых платформах (Яндекс-коллекции, Большой музей и др.)
- тестируется новый современный музейный сайт, до 2023 года он будет оборудован необходимыми сервисами, в том числе модулями виртуального музея с интерактивными элементами представления коллекции.
Запланировано создание оригинальных мультимедийных проектов – они связаны с представлением в виртуальном пространстве фондовых материалов – автодокументальных текстов, отражающих личностное восприятие важнейших событий XX века.
Виртуальные экспозиции (мультимедийные проекты по публикации автодокументальных текстов) | ||
2021 | 2022 | 2023 |
«В фокусе Добрынина» | «Альбом воспоминаний М. А. Братолюбовой» | Рукопись В. Ф. Ярополова |
В период с 2021 по 2023 год запланирована поэтапная реализация виртуального проекта «Перекличка героев». Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, «что большинство талантов и гениев в нашей стране родилось и получило первоначальное образование не в Петербурге, не в Москве, а в провинции». С помощью мобильного приложения, возможностей дополненной реальности музей планирует увековечить память наших земляков, добившихся выдающихся результатов и получивших мировое признание. Это архитектор Николай Львов, археолог Евгений Яковлев, художник Алексей Явленский, организатор авиационного производства Михаил Ферин и многие другие. Современные технологии позволяют создавать памятники и мемориальные знаки AR-формата (дополненной реальности), не засоряя историческую городскую среду, что опять-таки укладывается в лихачевскую концепцию экологии культуры.
- Развитие ВИЭМ на всероссийском уровне
- Реализация проекта «Дом России», представляющего как единое историко-культурное пространство 12 регионов Центральной России.
- Проведение событий и мероприятий федерального уровня, в первую очередь Всероссийской научно-практической конференции «Образование, интегрированное в культуру. Музейный практикум».
- Встраивание ВИЭМ в городской контекст как драйвера или дополняющего элемента в развитии территории: мы выделяем три зоны для создания современных музейных кварталов кластерного типа: Борисоглебский монастырь, Дворцовую площадь, Систему торговых площадей и набережную Тверцы. Здесь запущены процессы реновации городской среды с привлечением государственных и частных инвестиций, а также реализации ряда федеральных программ, проекта БРИКС и др.
- Межмузейное взаимодействие – партнерами выступают Орловский объединенный литературный музей, Музей-заповедник КИЖИ, музеи Тульской, Новгородской, Кировской, Московской областей. В октябре-ноябре 2020 года с успехом проходит музейный фестиваль «Дни Новгородской области в Торжке» – этот формат будет перенесен на сотрудничество с другими регионами.
- Финансовое и ресурсное обеспечение реализации Концепции
Финансовое состояние ВИЭМ в соответствии с российским законодательством формируется на основе государственного финансирования (получения субсидий на выполнение государственного задания, иных субсидий, иных выплат и бюджетных инвестиций), осуществляемого из федерального бюджета и поступлений от оказания музеем услуг, относящихся в соответствии с Уставом музея к его основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности.
Основными задачами финансового обеспечения реализации концепции являются:
1. Повышение эффективности и результативности выполнения государственного задания; увеличение государственных субсидий на иные цели (612), в том числе: субсидии на ремонтно-реставрационные работы, разработку проектно-сметной документации по объектам, подлежащим ремонту и реставрации. Основную часть средств музей получает из федерального бюджета в виде субсидий.
2. Участие в реализации национального проекта «Культура», в целевых программах, в том числе по получению субсидий на создание условий для обеспечения доступности музейных фондов и безопасности посетителей, проектированию новых экспозиций и выставок, организации передвижных проектов по актуальным темам в субъекты Российской Федерации, оснащению музея уникальным звукосветотехническим, компьютерным, полиграфическим, библиотечным, экспозиционно-выставочным, фондовым оборудованием; а также участие в реализации государственных программ «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.), в мероприятиях Минкультуры РФ «Сохранение объектов культурного наследия».
3. Увеличение внебюджетных средств за счет создания конкурентных преимуществ в виде востребованного музейного продукта, реализации актуальных и резонансных музейно-выставочных проектов, оперативно реагирующих на вызовы времени и запросы музейной аудитории; расширения спектра и повышение качества образовательных, туристических программ.
4. Увеличение доходов от спонсоров и доноров.
Заключение
Модернизация музея позволит сделать его более интересным для посетителей, обновить существующие экспозиции и воплотить прорывные проекты, привлечь внимание большого количества заинтересованных лиц.
Удвоение роли ВИЭМ – как субъекта территории и как субъекта туристического развития – поменяет границы его восприятия. У Торжка есть все шансы стать «столицей» русской провинции, объединить музейное сообщество малых городов нашей страны.
Гибкость и адаптивность музейных программ позволит учесть дифференциацию потребностей туристов, местных сообществ, туристического бизнеса. Изменится роль музейного комплекса в формировании маршрутов: от «точки» к их содержательной основе.
Однако реализация концепции возможна только при условии создания многоуровневой институциональной среды, мотивирующей на включение в проекты результатов научных исследований и передовых методов управления. ВИЭМ должен осознать и принять новую для себя роль действительного, а не мнимого субъекта туристического и шире – социокультурного развития. Через согласование интересов музейного комплекса, турбизнеса, потребителей, местного сообщества и власти, дружественных культурных учреждений и партнеров необходимо выработать механизм встраивания музея в жизнь территории без потери его просветительских и образовательных функций, а главное – способствовать содержательной реализации совместных целей.
Наша стратегическая задача – осознавать ценность русской провинции, понимать необходимость быть вместе, сохранять и приращивать культурное достояние, развиваться самим, чтоб быть достойными того, что нам досталось от предков.