Июнь

Очелье из Борисоглебского монастыря

В этом году на Новоторжской земле отмечается памятная дата – тысячелетие упоминания преподобного Ефрема Новоторжского. История основанного им Борисоглебского монастыря, древнейшего на Руси, таит немало тайн и загадок. Некоторые ее страницы удается приоткрыть благодаря интересным археологическим находкам.

Очелья головного убора (фрагменты), XII в.

Всероссийский историко-этнографический музей благодарит Наталью Павловну Синицыну, зав. сектором реставрации текстиля ГМВЦ «РОСИЗО», реставратора высшей категории, за безвозмездную помощь в сохранении уникального археологического памятника.

История находки

В 1989 году в ходе исследования погребений в соборе Борисоглебского монастыря (раскопки П.Д. Малыгина и А.М. Салимова), предположительно в мужском погребении, датируемом XII веком, была выявлена уникальная находка – несколько фрагментов ткани с золотной вышивкой, условно названные очельем.

Техника, в которой выполнена вышивка на атласном шелке, ее стилистические особенности, а также возможное происхождение предмета описаны художником-реставратором Н.С. Беренштейн и историком П.Д. Малыгиным.

Два из найденных фрагментов представляют шелковую атласную ленту бурого цвета с фрагментами вышивки прядеными золотными и шелковыми нитями.

В орнаменте повторяются изображения пятилепестковых ростков (кринов), обрисованных кругами, с полукрестами между ними:

На одном фрагменте слева орнамент завершает круг с изображением птички:

Еще один найденный фрагмент имеет орнамент, аналогичный первым двум, – пятилепестковый росток в круге:

Три фрагмента меньшего размера, более светлые и еще более ветхие, имеют иной растительный орнамент, но были отнесены исследователями к этому же очелью:

Открытым остался вопрос о предназначении предмета – возможно, очелье украшало кайму головного убора или это была погребальная лента.

Вариант реконструкции (рис. Е.К. Колесниченко):

Реставрация

Состояние памятника крайне ветхое, что свойственно тканям из погребений, так как они подвергаются значительному органическому тлену. Шелк, золотные нити – очень хрупкий материал, требующий специальных условий хранения.

Несколько лет фрагменты очелья хранились в фондах ВИЭМ и экспонировались под стеклом при щадящем световом режиме на выставке «История Борисоглебского монастыря» («Странноприимный дом», ул. Старицкая, д. 7).

В 2014 году удалось передать предмет на реставрацию в Москву, в Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Работы по консервации и реставрации уникального памятника выполнила реставратор высшей категории Наталья Павловна Синицына – ведущий специалист в области реставрации археологических тканей и кожи, заведующая сектором реставрации текстиля.

На момент передачи памятника было отмечено, что ткань, при столь значительном «возрасте» и утратах, достаточно пластична, скорее всего, благодаря работе реставратора Н.С. Беренштейн, проводившей первичную обработку выявленных остатков ткани непосредственно на черепе погребенного.

Реставрация очелья включала в себя обработку (очистку) и консервацию фрагментов и проводилась по разработанной Н.П. Синицыной методике, позволяющей исключить использование агрессивных химических веществ и максимально снизить риск разрушения угасающей ткани. Для ее укрепления использовалась методика дублирования на натуральную шелковую ткань (тонированный газ) с помощью специального клея. Дублирование на прозрачный шелк позволяет не только зафиксировать хрупкую ткань, но и в деталях рассмотреть как лицевую, так и оборотную сторону ткани, что очень важно при оценке состояния предмета и его изучении. Для хранения и экспонирования очелье оформлено в паспарту из специального бескислотного картона. Все работы выполнены Натальей Павловной безвозмездно.

В процессе реставрации подтвердились технико-технологические данные по ткани и вышивке и, что не менее важно, датировка. По сообщению Н.П. Синицыной, фрагмент ткани с подобным вышитым орнаментом, выполненным золотными нитями и датируемый XII веком, был выявлен А.Л. Монгайтом в 1946 г. при раскопках в Рязани и описан Л.И. Якуниной в статье «Фрагменты тканей из Старой Рязани». Кроме того, по мнению реставратора, рассматриваемый нами предмет – это очелье женского головного убора, так называемого волосника, принадлежавшего знатной женщине, погребенной на территории собора Борисоглебского монастыря в XII веке.

Работа над очельем продолжалась несколько месяцев, результат – прекрасно оформленный уникальный экспонат, возраст которого – более восьмисот лет!

Подготовила Е.В. Ефремова
Литература:

  1. Беренштейн Н.С., Малыгин П.Д. К истории золотошвейного дела в Торжке // Тверская старина. – 1995. № 2.
  2. Синицына Н.П. Реставрация и консервация археологического текстиля и кожи из погребений Вознесенского монастыря: разработка методики // Некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля: материалы исследований. В 4 томах. Т. 1. История усыпальницы и методика исследования захоронений. – М., 2009.
  3. Якунина Л.И. Фрагменты тканей из Старой Рязани //Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – Вып. XXI. – М., 1947.
  Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Cloudim