«Посмотри в небеса»

«… Засеребрилась древними деревянными стенами церковь-елка, вознося к небу свои ярусы – Старое Вознесение – замечательное творение мастеров». Л. В. Андреев

Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь

Впервые упоминается в Писцовой книге Торжка 1625 г. В 1653 г. на месте этого обветшавшего или сгоревшего храма был возведен новый, который стал основой современного здания. Со времени постройки церковь претерпела изменения. Первая перестройка, по-видимому, произошла в начале XVIII в., поскольку в церковных документах годом постройки храма назван 1717 г. В 1782 г. под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня. В 1806 г. к церкви была пристроена паперть, а в 1828 г. переделана глава. В 1854 г., когда была построена каменная Вознесенская церковь, деревянный храм долго пустовал.

По инициативе настоятеля Борисоглебского монастыря архимандрита Антония и известного тверского собирателя старины А. К. Жизневского, при содействии старосты каменной Вознесенской церкви Алексея Кузьмина в 1883 г. церковь была вновь открыта и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Материи, которая издавна почиталась в приходе церкви. Чтобы сохранить в народе память о древней деревянной церкви, ее стали называть Старо-Вознесенской (Тихвинской) церковью. Церковь отличалась внутренним убранством, представляя собой, по выражениям современников, «церковно-археологический музей». В пятиярусном иконостасе было много древних икон, а венчал его большой крест с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Предтечей. На стенах помещались иконы св. Апостолов. Сами стены украшают изображения Божьей Матери «Знамение», свв. Василия Великого, Георгия Богослова, Иоанна Златоуста. В трапезной находился деревянный резной иконостас, в котором было несколько древних икон. Венчала иконописный комплекс икона-небо «Троица Новозаветная»*.

*Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903. С. 91–95.

Церковь высотой 34 метра срублена из прочного соснового леса, центральная часть и трапезная «в обло» (остатком концы бревен выступают), алтарная – «в лапу», т.е. без остатка (в шип). Свидетельством высокого мастерства ее строителей является отсутствие внутренних перекрытий. Церковь просматривается на всю высоту своих ярусов, что придает, в общем-то, небольшому по площади зданию чистоту и простор. Простое по форме, оно кажется очень изящным и стройным. Отличительная черта храма – легкое устремление вверх, которое достигается мастерски выдержанными пропорциями всех частей здания, динамикой уменьшающихся восьмигранных ярусов. Церковь не велика по размерам, но ее расположение на высоком берегу Тверцы, в стороне от жилой застройки делает ее важной доминантой в архитектурном ландшафте города.

Каждый элемент структуры церкви имеет определенное символическое значение. Главка, увенчанная крестом, символизирует Небесную Церковь и её Главу – Христа. Четверик святилища (основание церкви) – землю, мир людей. Три уменьшающихся в размере восьмигранника прочитываются как образ церкви земной – того, в чем соединилось земное и небесное, человеческое и божественное. Таким образом, весь храм предстает как символ церковного восхождения человека к своему Творцу и Спасителю.


Деревянная Вознесенская церковь в Торжке. Фото П. Ф. Добрынина, 1920-е гг.  ©ВИЭМ


Лев Васильевич Андреев:

«Деревянная Старо-Вознесенская церковь (1717 г.) стоит на вершине крутого берега Тверцы, стройная, как свеча, в пропорциях, устремленных вверх. На высоком четверике, уступами сужаясь кверху, поднимаются ввысь три восьмиугольных яруса, завершенных луковичной главкой на высокой шейке. Деталировка фасадов была выполнена в стиле барокко –деревянные выпиленные наличники окон, резные, витые нащельники на углах ярусов. Деревянная церковь Вознесения в Торжке является редким памятником деревянного зодчества в средней полосе России».

Старая деревянная Вознесенская церковь. П.А. Лебедев. Торжок. 1960-е гг. Фанера, краски, дерево. Аппликация, живопись.


Старо-Вознесенская церковь в Торжке. Усачёв В.Ф. Торжок.1980-е гг. Живопись. Оргалит, масло.

Предлагаем к просмотру визуальное эссе «Геометрия гармонии и красоты» кандидата филологических наук, научного сотрудника ВИЭМ Кузнецова Виктора Владимировича: