Воспоминания о работе в клубе имени Парижской коммуны бывшей заведующей детским сектором Т. В. Горох

Т. В. Горох (справа) и заведующая клубом имени Парижской коммуны Г. Н. Алексеева на вечере в клубе имени Парижской коммуны. Торжок, 1970-е гг.

В Торжок мы приехали осенью 1971 года. Знакомство с ним началось с военного городка на Красноармейской улице, где нас временно поселили.  Автобус, на котором мы ехали к Ильинской площади, шёл мимо здания клуба железнодорожников имени Парижской коммуны. Позже я узнала, что горожане этот клуб называли коротко «Парижка». И тягостное впечатление, которое произвёл на нас город своей неухоженностью и осенней слякотью, совершенно сгладилось, когда я прочла на мемориальной доске текст о том, что проездом через Торжок в этом доме останавливался А.С. Пушкин. Позже я узнала, что здесь была гостиница Пожарских.

Клуб имени Пожарской коммуны на улице Дзержинского. Торжок, 1970-е гг.

С этим зданием связала свою судьбу и я. Узнав о том, что после капитального ремонта в клуб будет набран новый штат сотрудников, я написала заявление о приёме на работу в качестве заведующей детским сектором. Время моей работы в клубе с декабря 1971 года по 6 сентября 1976 было приятным в том отношении, что после ремонта здание и территория вокруг него выглядели достойно. Наружная отделка, декор, окраска стен, подбор занавесей, штор согласовывались с московским художником Юрием Леонидовичем Керцелли. Паркетные полы украшали библиотеку, актовый зал, кабинеты сотрудников, кинозал, везде была новая мебель. Мне также приятно было знать о том, что все службы станции Торжок, в том числе и работа клуба, подчинялись управлению Октябрьской железной дороги в Ленинграде. Я ездила на семинары работников культуры в Ленинград, где и завязались мои первые знакомства, в основе которых лежал интерес к личности Пушкина, к его наследию.

Т. В. Горох (в центре), А. Н. Кузьмина и Г. Н. Алексеева в клубе имени Парижской коммуны. Торжок, 1976 г
.

В первые дни моей работы в клубе в него завозилась мебель, распределялись комнаты, залы для всевозможной клубной деятельности. Нас всех привели в библиотеку клуба к юному библиотекарю Татьяне Ивановне Иошиной. Ей нужно было помочь расставить книги на новые стеллажи и заодно, по приказу из Ленинграда, отобрать литературу, которая считалась устаревшей. Мы отобрали массу изданий, вышедших в свет в конце XIX – начале XX веков. Среди них были произведения классиков русской литературы и литературные мемуары.


Торжок. Мемориальная доска на здании № 48 по улице Дзержинского. Торжок, 1978 г
.

Я обратила внимание на книгу В. В. Вересаева «Пушкин в жизни», изданную, вероятно, к одному из юбилеев, к 1937 или 1949 годам. Это был второй том двухтомника, изношенный, без первых страниц и выходных данных. Книга с первого мгновения увлекла меня. Я открывала для себя Пушкина как реального человека. Всё поражало меня. Удивляло, а иногда разочаровывало то, что касалось повседневной жизни поэта. Но преддуэльная история, сама смерть Пушкина показали мне в полной мере всё его величие. Рассказы очевидцев, знакомых, друзей о последних днях и минутах его жизни потрясли меня до слёз. Я окончательно была взята в плен именем Пушкина и всем, что с ним связано.

Эту книгу я оставила себе. Это было возможно, потому что два воза устаревшей литературы были увезены на лошади в сторону железнодорожной бани. Книги лежали в телеге открыто. Очевидцы рассказывали, что когда их везли, прохожие могли брать то, что им казалось интересным.

В том далёком 1972 году я не расставалась с книгой Вересаева, в которой находила отдельные эпизоды из жизни Пушкина, рассказанные его современниками. Многое мне тогда казалось странным. Я не могла понять мотивы его поведения, его мысли. Теперь я могу объяснить это: я не знала, что Пушкин, принадлежавший к замкнутому дворянскому сословию, в котором сложились свои устои, обычаи, нравы, должен был жить и в свете, и дома по определённым законам и правилам.

Жизнь Пушкина меня сильно занимала, и я охотно рассказывала о ней сотрудникам клуба, которые вместе со мной готовили помещение к работе. Мои рассказы скрашивали утомительные занятия, когда мы что-то мыли, убирали, переносили, устанавливали, развешивали. Так продолжалось моё знакомство с Пушкиным и начиналось знакомство с людьми, с которыми мне было интересно жить и работать в течение пяти лет.

Т. В. Горох – заведующая детским сектором клуба имени Парижской коммуны во время работы. Торжок, 1970-е гг.

Я получила замечательную комнату на втором этаже – светлую, с высоким потолком. Она стала кабинетом заведующей детским сектором. Здесь я планировала свою работу, писала сценарии, беседовала с детьми, а для занятий с ними я использовала все возможности клуба: библиотеку, кинозал, актовый зал, а также фойе на втором этаже, украшенное колоннами и высокими окнами, с выходами на два балкона.

Сотрудники клуба имени Парижской коммуны у бюста А. С. Пушкина в музыкальном салоне. Торжок, 1970-е гг.

Рядом с моей комнатой располагалась точно такая же комната, уютная, с окнами в сторону тенистого липового парка. В ней предполагалось открыть музыкальную пушкинскую гостиную. Над её оформлением трудились  московские художники. Идея открытия такого салона принадлежала, видимо, Юрию Леонидовичу Керцелли, который часто бывал в нашем городе в связи с созданием музея путешествий А.С. Пушкина.

Клуб начал свою жизнедеятельность: открылась библиотека, стали демонстрироваться фильмы, начали работать кружки. Молодые музыканты города с помощью заведующей клубом Зинаиды Николаевна Макаровой создали вокально-инструментальный ансамбль, обслуживавший  танцевальные вечера, которые проходили очень организованно. Еженедельно проводились заседания товарищеского суда, привлекавшие живой интерес жителей. Председателем был судья Мастаков. Клуб был популярен среди жителей, хотя уже был построен и работал Дом культуры.

Я видела, что комната рядом с моим кабинетом была не востребована, в ней в дни репетиций и танцевальных вечеров переодевались музыканты и находились их девушки. Я решила познакомиться с оформлением этой комнаты, в которую нас, сотрудников, никто не приглашал и не рассказывал о её предназначении. А должна была это сделать заведующая клубом Зинаида Николаевна Макарова.

Что же я увидела? Комната с двумя высокими окнами в сад была окрашена в синий цвет, спокойный, умиротворяющий. В простенке между окнами был установлен бюст Пушкина. Вдоль стен – щиты того же синего цвета. На них – портреты современников Пушкина, с которыми его соединял мир музыки, – композиторы, музыканты, певцы. Обращало на себя внимание размещение и искусство оформления портретов. Во всём: в изготовлении копий портретов, паспарту, монтировке их под стекло – отмечались тонкость, красота, изящество. На свободных стенах были развешены живописные работы: портрет А.С. Пушкина (копия с работы О.А. Кипренского) и картина «Пушкин и Мицкевич на набережной Невы», написанная художником Шитарёвым, родственником ныне покойной жительницы нашего города Галины Алексеевны Климовской – автора глиняной игрушки, искусствоведа и краеведа. Вдоль стен стояли новые стулья с мягкими спинками, проигрыватель, пианино. Не понравился мне только паркетный пол, покрашенный тёмной морилкой и густо покрытый мастикой. С пола я и начала свою работу в музыкальном салоне. Никто меня об этом не просил. Я очистила паркет от морилки, довела его до светлого состояния, натёрла до блеска мастикой. Добилась от заведующей, чтобы музыканты не использовали салон как раздевалку. Затем внимательно изучила содержание этикеток под портретами и поняла, что в салоне раскрыта тема «Пушкин и музыка». К тому времени в мои руки попала книга А. Гессена «Жизнь поэта». В ней-то я и нашла материал о музыкальном окружении поэта и отдала должное автору книги, который увлёк меня ярким и художественным рассказом о Пушкине.

Мероприятие для детей в клубе имени Парижской коммуны. Торжок, 1970-е гг.
Детский утренник в клубе имени Парижской коммуны. Торжок, 1960-е гг.

Я занималась с детьми микрорайона как заведующая детским сектором. Какой была моя аудитория? Летом я занималась с детьми железнодорожников на детской площадке в их городке. А в течение учебного года – с учениками средней школы № 3, где учились мои дети. Все учащиеся восьмилетней школы № 1 во время их классных часов были в моём распоряжении (школа находилась рядом с клубом, и у неё не было помещения для внеклассной работы). Для старшеклассников средней школы № 1, которая тогда располагалась в здании Путевого дворца, проводились тематические вечера. Работа с детьми была разнообразной по форме и содержанию, но больше всего меня влекла пушкинская тема, к ней я относилась бережно, вдумчиво и серьёзно. Я сама училась понимать Пушкина, его мысли, чувства и учила этому детей. При встречах с моими юными пушкинистами – Мариной Хатиной, Мариной Инчевской и Жанной Балашовой, которые стали милыми взрослыми дамами, мамами, я сказала им о том, что вспоминая наши занятия, испытываю неловкость от того, что они, совсем юные, так много трудились, чтобы осмыслить каждое пушкинское слово и умело донести до аудитории. И неожиданно услышала такой приятный для меня ответ: «Мы всё это помним, и мы гордимся тем, что Вы доверяли нам такие серьёзные вещи».

Я понимала, что само здание гостиницы Пожарских как памятное пушкинское место Торжка обязывало вести пропаганду наследия поэта, и занялась этим. Когда текст по теме «Пушкин и музыка» был готов, я подобрала записи музыкальных произведений, о которых шла речь. Проигрыватель работал прекрасно. О подготовке литературно-музыкальной композиции я рассказывала сотрудникам. С большим интересом меня слушали киномеханик, контролёр, уборщицы, сторож, руководители кружков, заведующая клубом З.Н. Макарова.

Не случайно я уделяла много внимания пушкинскому музыкальному салону. Постоянное углублённое изучение этой темы, подготовка новых вариантов экскурсии по выставке этого салона (для одиночных посетителей, для детей, к экскурсии по выставке как части городской экскурсии по пушкинским местам) окончательно привели меня в мир Пушкинианы. Мне было так интересно в этом мире, что казалось просто несправедливым то, что в нём я буду одна. Мне захотелось подарить этот мир и другим.

Первыми слушателями, конечно, стали те классы средней школы № 3, где учились мои дети. Пожелала прийти на экскурсию в клуб со своим классом Галина Александровна Белова, учитель литературы этой школы. Я запомнила её. В своей статье в местной газете она отметила мою работу, моё искреннее желание поделиться с детьми своей радостью общения с творческим наследием А.С. Пушкина. Это было первое упоминание моего имени в прессе в связи с именем поэта.

В процессе приобретения новой литературы о Пушкине я встретила свою тему, разработанную специалистами: музыкантами, искусствоведами. Подготовила такой текст, с которым можно было выступать вне салона, а музыкальные записи заменила звучанием живых голосов и инструментов. В этом мне помогли педагоги детской музыкальной школы: Любовь Закурина, Ирина Богдан, Марина Зеленова и другие. С ними мы сделали ряд показательных выступлений и вечеров в клубе, где был салон, в гостиной комнате музея А.С. Пушкина и в доме культуры Опытно-производственного хозяйства Всесоюзного научно-исследовательского института льна (ВНИИ льна). Были бесконечные выступления в сельских школах, на фермах, в санатории «Митино», в службах станции Торжок и других местах. После таких выступлений приятно было видеть, что меня запомнили, узнают и улыбаются люди в городе, тогда ещё мне не совсем знакомом.

У меня уже составилась значительная библиотека из книг о Пушкине, и мои знания о нём вышли далеко за пределы темы музыкального салона. Я была свидетелем того периода жизни клуба железнодорожников имени Парижской коммуны, когда он из центра культуры, которую долгие годы возглавлял известный и всеми уважаемый Александр Иванович Попов, стал обыкновенным профсоюзным клубом. Все профессиональные и творческие силы, а также все театральные, хоровые и танцевальные коллективы были переведены из него во вновь отстроенный Дом культуры. Но жизнь в клубе не прекращалась, он по-прежнему оставался местом, любимым горожанами, и особенно жителями микрорайона.

Не было дня, чтобы этот дом пустовал. Ежедневно для читателей были открыты двери библиотеки, которой заведовала юная Татьяна Ивановна Иошина, в то время студентка Ленинградского института культуры. А для зрителей предоставлялся кинозал, где Тамара Петровна Тихомирова и Ксения Борисовна с желанием и любовью демонстрировали фильмы.

В определённые дни, согласно графику занятий, в него шли учащиеся курсов кройки и шитья, которыми руководила Мария Николаевна Мосалович, и художественного плетения и вязания, которые вела Нелли Алексеевна Смирнова.

Ежедневно можно было встретить участников духового оркестра, которым ещё с послевоенных лет неизменно руководил Николай Иванович Потапов. Для духовых инструментов была выделена специальная комната на первом этаже, а рядом была просторная, светлая, уютная мастерская, где творчески трудился художник Михаил Божок. Потребность в услугах духового оркестра и художника была велика, поэтому поток заказчиков не ослабевал.

В уютный, светлый актовый зал на втором этаже к Светлане Алексеевне Клещеевой охотно приводили своих маленьких питомцев молодые мамы и бабушки. Малышей учили танцевать. Светлана Алексеевна делала это умело и талантливо. В молодости она была примой танцевального коллектива в этом же клубе. Подготовленные ею танцевальные номера пользовались успехом не только в нашем городе. Светлана Алексеевна со своими малышами выезжала в Ленинград, где в конкурсе художественной самодеятельности её коллектив завоевал призовое место.

Светлана Алексеевна была учителем литературы и русского языка в железнодорожной школе № 35. В этой же школе она вела танцевальный коллектив. На ежегодных конкурсах «За честь школы» он всегда получал первые места. Как учитель литературы она готовила вечера, в постановку которых смело вводила всевозможные приёмы театрализации и художественного оформления. Запомнился один из таких вечеров, посвящённый Дню Победы. В нём счастливо, талантливо соединились сценарий Светланы Алексеевны и оформление клубного художника. Всё: и глубокая задумка, то есть сценарий вечера, и тщательные репетиции текста и сценических действий, и великолепное художественное оформление – происходило в клубе, как и сам так запомнившийся вечер.

Для проведения общешкольных мероприятий актовый зал клуба использовался и средней школой № 1. Они запомнились мне многочисленностью детской аудитории и высокой организованностью. Учителя литературы и руководители всех классов средней школы № 3 приводили своих детей на занятия в музыкальный салон. А учащиеся младших классов постоянно занимались в драматическом кружке и в кукольном театре, где ими было подготовлено пять русских народных сказок.

А восьмилетняя школа № 1, называемая «школой под каланчой», находившаяся рядом, не имела актового зала, поэтому охотно сотрудничала с клубом. Мне нужна была детская аудитория, и классные руководители этой школы охотно отпускали своих детей в клуб на один час внеклассной работы. Эта работа была постоянной, разнообразной, живой. Им предлагались сообщения и беседы согласно календарю памятных дат страны, а по календарю школьной жизни они готовили собственные выступления. Так, к юбилею А. Гайдара был инсценирован фрагмент повести «Тимур и его команда».

Хочу подробно рассказать об огромной помощи сотрудников клуба в моей работе с детьми. Начну с библиотеки. Самым оживлённым днём встречи с детьми в клубе было воскресенье. Перед дневным сеансом они собирались в библиотеке за длинным столом, на котором Татьяна Ивановна уже разложила иллюстрированные журналы и разные книжные новинки. На торцах книжных стеллажей выставила литературу на разные темы, в том числе и для детей. А я, получив с интересом внимающую аудиторию, делала сообщения по датам красного календаря и проводила тематические викторины с обязательным награждением победителя. Такое общение с детьми было активным и познавательным.

Художник Михаил Божок оформлял не только книжные выставки, но и сцену актового зала к концертам к дням 8 Марта, Советской армии и Победы, к юбилеям писателей А. Гайдара, В.Маяковского и других. Он сделал для нас передвижной кукольный театр, с которым мы могли выступать не только в стенах клуба или другого помещения, но и на улице, на природе, где в праздничные дни любили отдыхать горожане. Кукольный театр был любим и исполнителями, и зрителями. На смотре художественной самодеятельности школ города он получил первое место. Со своими подготовленными номерами (юморесками, спичами, стихами, спортивными номерами, рассказами о Пушкине, о стройках и важных событиях страны) дети любили выступать перед взрослой и детской аудиторией. Выступали они и перед зрителями в кинозале клуба. Киномеханики Тамара Петровна и Ксения Борисовна были привлечены к такому обслуживанию киносеанса. Довольны были все: зрители, киномеханики и выступающие дети.

Итак, моей прерогативой были музыкальный салон, кукольный театр, кружок юных пушкинистов, драматический кружок ‒ организация всей работы с детьми. В период моей работы в клубе его заведующими были Зинаида Николаевна Макарова, затем Галина Николаевна Алексеева. Начальником станции железнодорожного узла Торжок в то время был Николай Николаевич Анисимов.

2019 г.                                                                                     Т. В. Горох

Новогоднее представление на сцене  клуба имени Парижской коммуны. Торжок, 1970-е гг.