Выставка-исследование «Золотные узоры»
В год культурного наследия народов России Всероссийский историко-этнографический музей запустил совместный проект «Золотные узоры» с Торжокским педагогическим колледжем имени Ф. В. Бадюлина и художественной школой «Мастер и Я». Это культурно-просветительский проект направлен на сохранение, популяризацию и развитие традиционных видов декоративно-прикладного творчества, интеграцию культурного наследия в современную культуру и исследование орнамента золотной традиционной вышивки. Соприкоснувшись с традиционным искусством золотного шитья в виде многочисленных и разнообразных образцов старинного и советского периода из фондов ВИЭМ, участники проекта изучали орнаменты и узоры, копировали их, а затем составляли собственный орнамент, адаптируя к современному изделию.
В фондах ВИЭМ бережно хранятся предметы религиозного значения: покровцы, палицы, воздухи, оклады к иконам. А также предметы светского характера: бювары, туфельки-подчасника, сумки, пояса, тематические панно, подушки, игольницы и др. Уникальным образцом золотного шитья XII века является очелье женского головного убора из захоронения, выявленного на территории Борисоглебского монастыря. Состояние предмета было крайне ветхим. Но в 2014 году очелье передали на реставрацию в Московский музейно-выставочный центр.
Еще одним удивительным предметом музейной коллекции является декоративное панно «Илья Муромец поражает Соловья разбойника». Сюжет тесно связан с военной историей Торжка и рассказывает людям о жизни и надеждах новоторов и всего советского народа в последнюю зиму перед Великой Победой.
Холст льняной, фольга, шнур льняной, золотный шнур, камни искусственные, жемчуг, бисер «под жемчуг», блёстки, канитель, нить х/б. Золотное шитьё, шитьё жемчугом.
32,7х29,0.
Льняной холст, золотная нить, золотный шнурок, метанит, канитель, блёстки, жемчуг, стразы, металл (оправа), нить х/б, картон, клей, бумага, краска типографская, дерево. Золотное шитьё, шитьё жемчугом.
Бархат, холст льняной, шнур льняной, нить льняная, шнур серебряный, бисер «под жемчуг», блёстки, канитель, страз с фольгой, клей. Золотное шитьё, шитьё бисером.
33,4х23,5.
Шелковая ткань, шелковые нити, золотные нити (пряденое золоченое серебро – остатки). Золотное шитье.
5*57.
Медальон в форме креста. 1910-е годы. Россия.
Ткань х/б, золотная нить, серебряная нить, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
5,0х5,2.Покровец малый. 1910-е годы. Россия, Торжок
Бархат, парча, ткань х/б, канитель золотная и серебряная, блёстки, шнурок металлизированный, бахрома металлизированная, нить х/б, бумага, клей. Аппликация, золотное шитьё.Покровец малый. 1910-е годы. Россия.
Парча, бархат, ткань х/б, золотный шнурок, бисер, канитель, нить х/б, бахрома. Аппликация, золотное шитьё.
42,5х39,5 (с учётом бахромы).Покровец малый. 1910-е годы. Торжок.
Парча, бархат, золотная нить, золотный шнурок, бисер, канитель, ткань х/б, золотная бахрома, нить х/б, бумага, краска типографская, картон. Аппликация, золотное шитьё.
41,5х41,5 (без учёта бахромы).Покровец малый. 1810-е годы. Россия.
Бархат, ткань х/б, золотная нить, серебряная нить, золотный шнурок, серебряный шнурок, блёстки, бить, канитель, нить х/б, картон, клей, бахрома. Золотное шитьё.
44,0х44,0 (без учёта бахромы).
Салфетка-подчасовница. Начало XX века. Торжок.
Бархат, ткань полушёлковая, шёлковые нитки, нить х/б кручёная (типа «ирис»), серебряная нить,
мишура, нить х/б, картон, клей. Вышивка гладью с применением швов золотного шитья.
Диаметр – 30,6.Чехол для зонтика солнечного детского. Вторая половина XIX века. Россия.
Бархат, атлас, металлизированная нить, шёлковая нить, бисер, шнурок золотный, шнурок шёлковый. Золотное шитьё, шитьё бисером.
23,5х6,5.Повойник-сборник. Конец XIX века. Торжок.
Ткань шёлковая, ткань х/б, золотная нить, золотный шнурок, бить, блёстки, канитель круглая и гранёная, нить суровая, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
18.0х29,7х0,6.
Заготовка для подчасника-туфельки. Конец XIX – начало XX века. Торжок.
Бархат, ткань х/б, золотная нить, блёстки, канитель, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
22,4х31,7.Заготовка для подчасника-туфельки. Конец XIX – начало XX века. Торжок.
Бархат, ткань х/б, золотная нить, блёстки, канитель, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
22,4х31,0.
Купон диванной подушки. Начало 20 века. Торжок.
Ткань шерстяная, ткань х/б, нить золотная, шнур золотный, нить суровая, картон, клей. Золотное шитьё.
30,7х30,8
Ткань шёлковая, ткань х/б, лента, золотная бахрома, золотные нити, нить х/б, дерево. Золотное шитьё.
48,2х38,0 (без учёта ленты и бахромы).
Подушечка для иголок. 1900-е годы. Торжок.
Сукно, ткань шерстяная, серебряная нить, серебряный шнурок, нить х/б, картон, клей, вата. Золотное шитьё.
18,3х11,5х3,9.Подушечка для иголок. 1910-е годы. Торжок.
Бархат, ткань х/б, золотная нить, блёстка, канитель, нить х/б, картон, клей, вата. Золотное шитьё.
6,8х7,8х2,8.
Туфелька-подчасник. 1910-е годы. Торжок.
Бархат, ткань х/б, шёлковая ткань, золотная нить, шёлковая нить, блёстки, канитель, мишура медная, нить х/б, картон, клей, металл (крючок). Золотное шитьё.
22,0х8,5х5,0.Туфелька-подчасник. 1910-е годы. Торжок.
Бархат, ткань х/б, золотная нить, шёлковая нить, блёстки, канитель, мишура медная, нить х/б, картон, клей, металл (крючок). Золотное шитьё, гладь.
19,5х7,5х2,3.Туфелька-подчасник. 1910-е годы. Торжок.
Бархат, шёлковая ткань, золотная нить, канитель, блёстки, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
16,2х7,0х1,3.Туфелька-подчасник. 1913 год. Торжок.
Бархат, ткань шёлковая, золотная нить, блёстки, канитель, мишура медная, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
23,0х8,8х5,5.Туфелька-подчасник. 1910-е годы. Торжок.
Шёлковая ткань, ткань х/б, золотная нить, канитель гранёная и круглая, блёстки, мишура медная, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
22,3х8,2х4,7.
Футляр цилиндрический «1000 лет ТОРЖОК». 1989 год. Торжок, фабрика им. 8 марта.
Сукно, нитки шёлковые, нитки х/б, блёстки. Вышивка.
53,3х9,3х9,3.Конверт для носовых платков. 1920-е годы. Торжок.
Сукно, ткань х/б, золотная нить, канитель, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
17,7х15,7.
Ткань х/б, золотная нить, серебряная нить, серебряный шнурок, шёлковая нить, нить х/б, золотная бахрома, картон, клей. Золотное шитьё.
110,0х145,0.
Сумочка с золотной вышивкой. 1957 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Дипломная работа учащейся ПТР Эссенгаузен.
Замша, кожа, ткань х/б, золотная нить, золотные шнурки, блёстки, канитель, нить х/б, картон, клей, металл (запор). Золотное шитьё.
17,5х17,0х8,0.Образец золотного шитья. 1930-е годы. Торжок, Профтехшкола художественного шитья.
Льняное полотно, золотная нить, серебряная нить, бить, бисер, канитель, нитки мулине, шёлковая нить, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
37,3х48,0.Сумка кожаная с золотной вышивкой. 1930 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья.
Принадлежала Клавдии Васильевне Хилевской (1875 г.р.),
заслуженному учителю РСФСР, с 1915 г. директору профтехшколы им. Н.К. Крупской в Торжке.
Кожа, ткань х/б, золотная нить, картон, клей, нить х/б, металл (застёжка). Золотное шитьё.
21,0х31,0.
Бювар с золотной вышивкой. Конец XIX – начало XX века. Деревня Сывороткино Дмитровской волости Новоторжского уезда.
Кожа, золотная нить, золотный шнурок, нить х/б, картон, клей, льняная ткань. Золотное шитьё.
37,6х27,7.1982 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Дипломная работа Елены Павловны Киринчук, 1967 г.р.
1989 год. Торжок, фабрика им. 8 марта.Бювар адреса поздравительного гражданам города Торжка в честь 1000-летия Торжка от исполкома Торжокского районного Совета народных депутатов, общественности и граждан Торжокского района. 1989 год. Торжок, фабрика им. 8 марта. Бювар с золотной вышивкой. 1987 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Дипломная работа Натальи Михайловны Ивановой, 1969 г.р. Бювар с золотной вышивкой. 1982 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Дипломная работа Елены Павловны Киринчук, 1967 г.р. Папка Вертикальная. Материал, техника: Кожа, ткань х/б, нить золотная, шнурок золотный, картон, клей, нить х/б. Раскрой, вышивка, сборка.
Размер: 37,8 х 28,3 х 2,3Папка с золотной вышивкой. Происхождение, история: поступила из Торжокского народного музея.
Материал, техника: Сукно, ткань атласная, нить золотная, шнурок золотный, нить х/б, картон, клей. Раскрой, вышивка ручная, пошив машинный.Папка «Закон четвёртой Сталинской пятилетки». Вторая половина 1940-х годов. Торжок, Профтехшкола художественного шитья.
Кожа, ткань х/б, золотная нить, серебряная нить, золотный шнурок, шёлковая нить, нитки мулине, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
21,4х15,0.Папка «Закон четвёртой Сталинской пятилетки». Вторая половина 1940-х годов. Торжок, Профтехшкола художественного шитья.
Кожа, ткань х/б, золотная нить, серебряная нить, золотный шнурок, шёлковая нить, нитки мулине, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
21,4х15,0.
Панно вышитое. 1974 год.
Материал, техника: Замша, ткань льняная, нить золотная, нить х/б. Раскрой, ручная вышивка, золотное щитьё.
Размер: 25,0 х 13,5Панно «Юбилейное». 1989 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Дипломная работа Ольги Викторовны Перфильевой.
Замша, золотная нить, золотные шнурки, серебряная нить, серебряный шнурок, метанит, блёстки, бисер, нитки мулине, картон, клей, нить х/б, оргалит. Золотное шитьё.
38,0х56,0.Панно «Сцена народной пляски». 1970 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Дорожка с золотной вышивкой. 1960-е годы. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Коврик-панно «Илья Муромец поражает Соловья-разбойника». 1945 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Дипломная работа Анны Ивановны Егоровой (1925 – 1989).
Кожа, ткань х/б, золотная нить, золотный шнурок, канитель, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
39,7х39,7.
Сукно, ткань х/б, золотная нить, золотный шнур, серебряный шнур, канитель, нить х/б красная, нить х/б суровая, картон, клей. Золотное шитьё.
39,7х39,0.
Купон диванной подушки. 1953 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья
Бархат, ткань х/б, золотная нить, золотный шнурок, канитель, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
35,0х35,0.Купон диванной подушки. 1950-е годы. Торжок, Профтехшкола художественного шитья.
Кожа, ткань х/б, золотная нить, золотный шнурок, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
41,3х41,3.Купон диванной подушки. 1953 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья.
Сукно, ткань льняная, золотная нить, золотный шнурок, канитель, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
37,0х30,2.Наволочка с золотной вышивкой. 1953 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья.
Бархат, ткань х/б, золотная нить, золотные шнурки, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
49,0х49,0.Плато с золотной вышивкой. 1950-е годы. Торжок, Профтехшкола художественного шитья.
Сукно, ткань х/б, золотная нить, серебряная нить, золотный шнурок, канитель, картон, клей. Золотное шитьё.
40,0х40,0.
Ткань шёлковая, золотный шнурок, нить х/б, бахрома х/б. Золотное шитьё.
38,5х25,5 (без учёта бахромы).
Воротник с золотной вышивкой. 1970-е годы. Торжок, работа Лидии Павловны Гринштам, 1932 г.р.
Крепдешин, золотная нить, метанит, нить х/б. Золотное шитьё.
Шарфик вышитый. 1970-е годы. Торжок, работа Лидии Павловны Гринштам, 1932 г.р.
1978 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Работа Натальи Васильевны Моргуновой.
Замша, золотная нить, серебряная нить, золотные шнурки, блёстки, канитель, метанит, нить х/б, картон, клей. Золотное шитьё.
5,5х76,2.Пояс с золотной вышивкой. 1976 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Работа Людмилы Александровны Кузьминой.
Замша, золотная нить, золотные шнурки, блёстки, канитель, мулине, нить х/б, картон, клей, металл (застёжка). Золотное шитьё.Пояс с золотной вышивкой. 1976 год. Торжок, Профтехшкола художественного шитья. Работа Людмилы Александровны Кузьминой.
Замша, золотная нить, золотные шнурки, блёстки, канитель, мулине, нить х/б, картон, клей, металл (застёжка). Золотное шитьё.
Ткань льняная, нитки мулине, люрекс. Вышивка мережкой, счётной гладью, гладью с применением приёмов золотного шитья.
29,0х6,0.
Работы воспитанников художественной студии «Мастер и Я» под руководством Марины Владимировны Пугаевой. Задачей этого исследования было знакомство с коллекцией изделий, сохранившихся в запасниках музея, изучение некоторых из них способом копирования, а также создание на их основе собственного современного произведения или коллекции изделий с применением золотной вышивки. В процессе создания учащиеся творчески подошли к поставленной задаче и придумали композиции с собственным орнаментом, стилистически похожим на оригинал, что и требовалось.