Борьба тиары и кокошника и «вредный» зритель. Исследователь русского костюма Андрей Боровский прочитал лекцию в Гостинице Пожарских

Изучение тайн прошлого. Поиск гармонии через возрождение обычаев старины. Это актуально сейчас, это было востребовано и в XIX веке. Как зарождался и становился популярным «русский стиль», как художники открывали его для зрителя, жители и гости Торжка узнали на лекции историка моды и исследователя русского костюма Андрея Боровского в рамках культурной программы выставочного этнографического проекта «Россия в узорах: новоторжские щеголихи». Напомним, этот проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Лекция Андрея Боровского состоялась 14 сентября в Гостинице Пожарских. Здесь же экспонируется замечательная выставка, посвященная творчеству художника и этнографа Фёдора Солнцева и старинному  новоторжскому костюму. То есть, все, о чем рассказывал  исследователь, гости могли увидеть «вживую».

— Со дня открытия нашего проекта прошло совсем немного, но уже сотни людей посетили эту выставку. А сегодня наша лекция посвящена не только народному  костюму, не только даже творчеству Фёдора Солнцева, а самим понятиям «русский стиль, русская старина», тому контексту, в котором они возникли, — прокомментировал  Андрей Боровский.

Он отметил: «русская старина» родом из… XIX века. История циклична: те или иные геополитические потрясения, в числе прочего, вызывают в социуме потребность  посмотреть «внутрь себя». Война 1812 года стала таким толчком к развитию русского  искусства, поиску  собственной национальной идентичности. «Золотой век» поэзии, «могучая кучка» композиторов — от этого истока.   А следовательно, возникает большой интерес к изучению своей культуры, внимание ко всему русскому, национальному, историческому. Именно тогда  традиционный костюм становится принадлежностью уже не только народа, но и искусства. Мода становится  выражением идеологии, стиль — инструментом политики.

Гости узнали, почему стилизованный  русский национальный костюм был непременным атрибутом торжественного гардероба российских  императриц. Сегодня мы представляем его себе зачастую по их портретам. Выяснили, как появилось платье-трансформер. Как по цвету платья и символам  вышивки золотом либо серебром  (а платья придворных расшивали в Торжке), можно было определить положение женщины в дворцовой иерархии. И чем закончилась война шлейфов и  борьба тиары и кокошника. Кстати, знатные дамы использовали обшитые бархатом кокошники, как витрину для своих бриллиантов.

На лекции затронули и тему судьбы Фёдора  Солнцева — бывшего крепостного, ставшего профессором, и его дружбы с историком  Алексеем Олениным, директором Императорской публичной библиотеки, которая вылилась в  серьёзное и масштабное исследование Древностей государства Российского.

— Именно тогда зародилась идея — собирать и сохранять свидетельства старины, чтобы на их основе строить новое. Она  актуальна по сей день, — отмечает лектор.

Аудитория с интересом слушала о  зарождении исторической реконструкции, первых попытках восстановить облик предмета по письменным источникам. О том, как  Фёдор Солнцев участвовал в реставрации московского Кремля  и Софийского собора в Киеве.

— Это был талант, взрощенный собственным любопытством, человек, который как будто жил во всех прошедших эпохах. Его называли Карамзиным от живописи, — отметил  лектор.

Большой интерес аудитории вызвала тема настоящего  «прорыва» в русской живописи. Дело не только в том, что впервые предметом искусства становится быт простого народа, крестьян и мещан. Меняется само эмоциональное наполнение живописи: драматичный стиль классицизма уступает место романтизму и реализму.  Гости узнали историю создания прекраснейших картин Алексея Венецианова, Владимира Маковского и других русских художников.
Отдельная тема: что читали в 19 веке. Бешеным спросом пользовались исторические хроники, исторические романы. Популярной темой становится допетровская Россия. А следовательно, становятся  распространены романсы, стилизованные под народную песню, пляска «по мотивам» русской, костюмированные балы, «живые картины» и наряды в стиле боярского костюма.


— Но это уже не фольклорная  пляска, а танец Наташи Ростовой, не народная песня, а сценическая, — замечает лектор.

Аудитория  рассмотрела картины известных русских художников глазами «вредного зрителя». Это было увлекательно: внимательно выискивать моменты, которые опираются на реальную историческую канву, и отделять от них  стилизации, продиктованные представлением о русской старине жителей  века девятнадцатого. И открывается удивительный факт: реализм  каждой детали по отдельности вместе  складывается в сюжет романтической увлекательной легенды, тёплого и сердечного восприятия прошлого,  из которого мы хотим взять в сегодняшний день  самое прекрасное и драгоценное.
После завершения лекции гости посетили выставку и увидели уникальные акварели Фёдора Солнцева и великолепные реконструкции новоторжских костюмов.