Ценности хранятся вечно

В «Ночь музеев» подвели итоги  художественно-просветительского проекта  «Торжок непокорённый». Он был организован Всероссийским историко-этнографическим музеем при поддержке администрации города Торжка в год 80-летия Победы, и объединил  подростков, увлеченных живописью и неравнодушных к поиску исторической правды. В течение нескольких недель дети изучали исторические фотографии и архивные материалы, свидетельства военных лет, чтобы на их основе создать картины, рассказывающие о том, как выживал их родной город под бомбами фашистов,  и о героизме его жителей. В проекте участвовали две мастерские: Детская школа искусств города Торжка и художественная школа Марины Пугаевой  » Мастер и Я».

— Работа над этим проектом была более напряжённой, чем над любым другим. У меня в школе большинство учеников — девушки. Разговор про разрушения, боль, смерть они воспринимают тяжело. Поэтому важно было так погрузить детей в тему, чтобы они не испытали ужаса, отторжения, но при этом осознали и почувствовали  все. И это удалось. Сотрудники ВИЭМ провели для участников проекта  экскурсии, посвященные Торжку прифронтовому, рассказали, где и какие  были зафиксированы  разрушения и как город возродили. Я сама рассказывала ученикам о своём дедушке, погибшем  в Ржевской битве. Но конечно, огромную роль сыграли родители, сохранившие семейную память о фронтовиках. Это важно, углубляться в историю своей страны, своей семьи. Даже если это заставляет переживать, — комментирует  Марина Пугаева.

Она отмечает: работы выполнены в разных техниках и стилях. Но все они объединены схожим колоритом, передающим чувства, что испытывали люди небольшого городка в русской глубинке, когда на них посыпались бомбы.
— Неуместно рассказывать о войне, используя яркие тона. Поэтому акварель в этих  работах соединяется с графикой, с белилами, чтобы достичь именно той цветопередачи, которая максимально полно отражает атмосферу военных событий.

Тема одна, но сюжеты подростки выбирали разные. Вот городские пейзажи  в 1941 году. Дома разрушены, но архитектура Торжка  все равно узнаваема. Вот богослужение в Михайловской церкви: в военные годы этот храм, ранее закрытый, возобновил службы. А вот узнаваемый сюжет: молодой солдатик, стоя на плечах двух товарищей, пишет на стене «Торжок отомщен». Это ведь история архитектора Льва Андреева?

Да. И мои родители, и мой педагог, Марина Владимировна, были знакомы с Львом Васильевичем лично. И эту историю я слышала. Меня это очень впечатлило — то, что  человек, знакомый с моей семьёй, друживший с моим учителем, оказывается — герой, увековечивший на рейхстаге имя моего города. Именно этот сюжет и стал для меня символом Победы, — рассказывает автор работы, София Сарафанова.

А вот этот сюжет совершенно необычен. Станция, поезд, группа людей грузит в вагон скот.

— Это отгрузка провизии для фронта. Я нарисовала своих прадеда и прабабушку, то, как они вносили свой вклад в Победу. Моя прабабушка, Татьяна Селянская, была ветеринаром. А прадед, Михаил Лазунский, зоотехником. Он хотел пойти на фронт, но ему дали бронь — в тылу были жизненно необходимы специалисты, которые обеспечат армию провизией, в том числе и мясом. Именно  этим и занимались мои прадед и прабабушка — следили за отгрузкой скота для нужд армии на станции Торжок, проверяли качество поставок, — рассказывает автор этого рисунка София Лазунская.

Спрашиваю, откуда девочка знает такие подробности? Она специально интересовалась историей своей семьи, работая над проектом?
Юная художница отвечает: нет. Наоборот, давно известная ей семейная история навела на мысль принять участие в проекте.
— Папа  часто вспоминает своих бабушку и дедушку, он всегда много мне о них рассказывал, и об их работе во время войны тоже. Они члены нашей семьи, и сейчас все ещё  присутствуют в ней, пусть даже   незримо, — говорит София.
Это и называется — память рода. И есть все основания полагать, что она пойдёт и дальше в поколения.
А  работы юных художников уже вошли в историю.Эти рисунки будут переданы   в фонды ВИЭМ. А  ценности в музейных фондах хранятся вечно. Как и в памяти достойных потомков.