Эксперты обсудили план музеефикации знаменитой усадьбы

Фото: Маргарита Васильева/РИА Верхневолжье

Фото: Маргарита Васильева/РИА Верхневолжье

Реставрация усадьбы Знаменское-Раек идет по плану. И значит, совсем скоро встанет вопрос о наполнении новых музейных залов. Как это будет – обсудили на Ученом совете, который провел Всероссийский историко-этнографический музей.

В нем приняли участие Наталья Сиповская, директор Государственного института искусствознания, Алексей Салимов, главный научный сотрудник НИИ теории, истории архитектуры и градостроительства, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева и другие эксперты из ведущих российских музеев, а также сотрудники ВИЭМ.

– Реставрация, и главное, музеефикация Знаменского-Райка имеет большое значение не только для культурной репутации Верхневолжья. Объект, в котором пересекается столько смыслов, может стать площадкой для реализации совершенно новых проектов, освещения нестандартных, непривычных туристу историй. Это важная исследовательская и практическая работа, – отметила, открывая заседание, Наталья Сиповская, председатель Ученого совета.

Раек (1)
Фото: Маргарита Васильева/РИА Верхневолжье

Зачем нужен музей-заповедник

Как подчеркнула директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова, забота об этом замечательном усадебно-парковом комплексе предполагает переход в статус музея-заповедника.

– Он нам важен по нескольким причинам. Это и охранные обязательства, и возможность вводить в штат должности, не связанные непосредственно с музейной деятельностью, например, ландшафтный дизайнер, специалисты по уходу за садом. Напомню, идею создания в Торжке музея-заповедника в свое время разрабатывал еще академик Лихачев, и вот теперь настало время и появилась возможность претворить ее в жизнь. Мы уже направили соответствующие документы в Министерство культуры РФ, – прокомментировала Ирина Жукова.

Но главный вопрос: что увидят туристы, когда войдут в отреставрированный усадебный комплекс? Эксперты обсудили, как будет выглядеть экспозиция в главном доме и о чем в первую очередь важно рассказать посетителям.

Раек (5)
Фото: Маргарита Васильева/РИА Верхневолжье

Может стать первым

Они сошлись во мнении: лейтмотивом должна стать тема не только гения Николая Львова, создавшего эту жемчужину. И не только история любви к семье и служения Родине генерала Глебова, владельца усадьбы. И даже не одной лишь русской усадебной жизни (музеев-усадеб в России много, а Раек должен остаться уникальным). И таким его делает идея русского палладианства: направления в архитектуре, ярчайшим представителем которого был Николай Львов.

– Палладианство – это больше, чем архитектурный стиль. Это, если можно так выразиться, имидж, поведение и образ жизни в рамках определенного культурного кода. В России еще нет музеев, которые достаточно полно, доступно и подробно раскрывали эту мысль, Раек может стать первым. Тут могут проходить отдельные выставки, может быть, сменные экспозиции, межмузейные проекты – у Всероссийского историко-этнографического музея много партнеров. И конечно, тема палладианства – это выход на мировую культуру, – подчеркнула Наталья Сиповская.

Раек (4)
Фото: Маргарита Васильева/РИА Верхневолжье

Чем наполнить комнаты?

При этом каждое помещение должно раскрывать одну из граней истории этого места. Например, цокольный этаж, в котором располагалась паровая кухня и прочие хозяйственные службы, – самое подходящее пространство, чтобы рассказать об инженерных находках Львова – изобретателя и новатора. Эта тема органично впишется в интерактивные программы и современные выставочные технологии. А в парадной столовой уместно говорить о круге общения владельцев усадьбы, об известных в истории России личностях, которые были знакомы с семейством Глебовых-Стрешневых и могли приезжать к ним в гости.

Как отметили участники встречи, предметное наполнение этого помещения (и второго этажа в целом) вызвало оживленные дискуссии. Интерьеры (отделка стен, печи, потолочная роспись) здесь частично сохранились. Но не сохранилась мебель. Хотя есть опись, по которой можно довольно точно воссоздать убранство комнат. Но насколько уместно наполнять эти залы пусть очень тщательно выполненным, но «новоделом»? И насколько реально найти подлинные предметы эпохи Львова и Глебова? Сотрудники ВИЭМ считают: это возможно. Пусть даже это будут антикварные вещи не из самой усадьбы, но как минимум из той же эпохи.

– Купольный зал мы попытаемся воссоздать максимально полно. Мебели там было немного, сохранились документы, иллюстрации, по которым можно представить его обстановку. Начало положено – рояль там уже есть, – поделилась Ирина Жукова.

Также затронули вопросы доступной среды. Планируется включить в экспозицию специальные трехмерные макеты для слабовидящих посетителей, по которым они смогут представить себе гармонию львовских творений на ощупь.


Наталья ШАШКОВА, культуролог, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева:

– Это первый Ученый совет по теме Райка. Важно насытить концепцию нового музея подлинно научным материалом, причем мирового уровня. Сегодняшний разговор позволил поделиться опытом и сформулировать ряд идей. Здорово, что мы нашли команду проектировщиков, с которыми говорим на одном языке. И особенно важно, что усадьба будет развиваться вместе с территорией.

Источник: Тверские ведомости, автор Маргарита Васильева