Главный секрет новоторжской майолики: народные промыслы создаются на наших глазах
Народные промыслы – это не только достояние прошлого. Порой они создаются прямо на наших глазах и становятся частью новой истории России. Пример тому – новоторжская майолика.
На днях она отмечает два юбилея: 35 лет с момента появления этого искусства на Верхневолжской земле и 30 лет со дня создания керамической мастерской при Всероссийском историко-этнографическом музее, где серьезно занялись изучением и развитием уникального ремесла. Сегодня ВИЭМ формирует фонд новоторжской майолики, которая через 15 лет имеет все шансы получить статус народного художественного промысла
Многие, наверное, сейчас удивились. А разве это не старинное прикладное искусство, насчитывающее не одно столетие? Ведь археологи находили в Торжке керамические черепки, которые датируются 11-12 веком.
Действительно, гончарное дело в Торжке процветало издавна. А вот у новоторжской майолики свой секрет. Это как раз тот случай, когда на базу истории и традиций наложили новую технологию, провели творческий эксперимент – и он удался.
Привез это искусство в Торжок художник, член Союза дизайнеров СССР Владимир Беляков. В 1989 году он переехал в наш край из Казахстана, с собой вез немного белой шамотной глины, красителей, лабораторную печь.
– Я встретился с удивительной мастерицей и краеведом Галиной Климовской, она уже имела опыт возрождения такого старинного промысла, как новоторжская глиняная игрушка. Познакомился с бизнесменом Александром Никифоровым. Его супруга, художник Любовь Никифорова, увидев образцы майолики, была впечатлена. Так я нашел единомышленников, – рассказывает Владимир Иванович.
Он вспоминает, как искали глину для уникальных изделий. Торжок богат красными глинами. А нужна была белая, фаянсовая. Ее привезли из Конаково, и она мастерицам понравилась. Как и новые техники росписи, майолики покрывают непрозрачной глазурью, потом расписывают цветными. Широко используют подглазурные краски, например, для лиц фигурок. Художники Торжка полюбили такой стиль. А в сентябре 1994 года мастера, работавшие в этой технике, собрались под эгидой ВИЭМ.
Сегодня в мастерской трудятся невероятно талантливые люди: Ирина Нефедова, Марина Низова и Наталья Лыжина.
– Совпало наше желание творить и интересы музея по сохранению аутентичных промыслов, Работа над каждым изделием занимает много времени. Очень трудоемкий процесс подготовки глины. Само изделие в процессе работы требует нескольких обжигов. Мы работаем с благородным материалом – фаянсом. Осваиваем и фарфор. От начала и до завершающего обжига над каждой вещью трудится один автор. И поскольку все делается вручную, каждое изделие неповторимо, – рассказывает художник – керамист Ирина Нефедова.
Мастерицы стремятся передать в своих творениях хрупкую красоту родной земли.
– Увидели красивый цветок, облако, пейзаж – и захотелось сохранить эти впечатления. Впрочем, не все оттенки можно передать на фаянсе, и при обжиге цвет может измениться. Так что мы постоянно экспериментируем, смешиваем краски, – рассказывает Наталья Лыжина. Её великолепное произведение «Корзина с подсолнухами» заняло III место в номинации «Сувенир города» (VIP) в окружном этапе Всероссийского конкурса «Туристический сувенир-2023». А ещё одна из её работ была подарена Президенту Владимиру Путину во время его визита в Тверскую область.
– Статуэтка, которую вручили главе государства, изображает новоторку в народном костюме. Все спрашивают, насколько исторически достоверен ее наряд. В этой работе присутствуют фантазийные элементы, больший акцент сделан на гармонии цвета и формы, чем на исторической точности. Но есть задумка создать серию фигурок именно в традиционных новоторжских платьях, – говорит Наталья.
Увидеть шедевры торжокских керамистов можно в музейном салоне Гостиницы Пожарских. Там же вскоре откроется выставка новоторжской майолики (6+).
Источник: https://vedtver.ru/news/culture/glavnyj-sekret-novotorzhskoj-majoliki-narodnye-promysly-sozdajutsja-na-nashih-glazah/