Как связаны оконный наличник и удача капитана, можно узнать на выставке в Доме России

В Торжке, в Доме России, открылась выставка: «Наличники: неохраняемое наследие» (6+). На ней представлены удивительные образцы декора деревянных домов, сохраненные в фондах Всероссийского историко-этнографического музея и Нижегородского государственного историко- архитектурного музея-заповедника.

Эта выставка — еще одно яркое событие в ряду межмузейных проектов ВИЭМ. На торжественное открытие прибыл (и привез с собой интереснейшие экспонаты) генеральный директор нижегородского государственного историко- архитектурного музея -заповедника Юрий Филиппов.

–У нас с ВИЭМ заключен договор о сотрудничестве в рамках проекта «Музейные маршруты России». Уже давно зрела мысль дать ему практическое воплощение. Сюда мы привезли 8 наличников, самый старинный из них датируется 1856 годом. Они все разные: одинаковых не бывает, — рассказал Юрий Филиппов.

наличники (4)
Фото: ВИЭМ

Торжок, со своей стороны, представил искусство верхневолжских резчиков.

– Мы рады, что эта выставка стартовала, потому что тема «неохраняемого наследия» сегодня очень важна. Наличники —лица домов — это неповторимая составляющая облика города. Но и самая хрупкая. Деревянные дома со временем ветшают, хозяева делают ремонт и меняют окна. Но даже если традиция уходит, красота должна оставаться, — отметила, в свою очередь, директор ВИЭМ Ирина Жукова.

наличники (3)
Фото: ВИЭМ

Посетители выставки познакомились с различным видами резьбы: глухой, напоминающей барельеф, накладной. А вот в Тверской области обычно использовалась другая техника — резьба сквозная: легкая, ажурная. Приёмы мастеров и орнаменты заметно отличаются от региона к региону. Но, по мнению исследователей, старинное русское искусство изготовления резных наличников берет свое начало именно в Нижнем Новгороде.

– Нижний Новгород с 13 века был центром деревянного судостроения. И на всех судах изображался заклинательный орнамент. Его смысл можно перевести как «семь футов под килем». Позже эта традиция перешла на сушу, так стали украшать дома. Это совпало с расцветом Нижегородской ярмарки. Купцы, приезжавшие к нам со всей России, дивились богато украшенным нижегородским окнам и увозили идею в свои города. Там это искусство видоизменялось в соответствии с местной традицией, но от этого становилось только многограннее, — рассказывает Юрий Филиппов.

наличники (11)
Фото: ВИЭМ

Вдохновлять резчиков могли не только корабельные, но и церковные мотивы. На выставке представлены деревянные образцы церковной утвари, покрытые искусной резьбой.

Внимание зрителей привлекли и старинные фотографии Торжка. По ним можно составить представление, что резной наличник был для этого города украшением редким, почти экзотическим. Чаще использовались арочные окна, а наличники делали в виде карниза. Такие элементы характерны для декора каменных домов, но в Торжке они перешли и на деревянные. В декоре окон встречается даже «замковый камень» — навершие, скрепляющее оконную арку. Но конечно, это не камень, а элемент, также выточенный из дерева.

В деревенских домах резьбы было куда больше. Гостям выставки представили наличники, привезенные из экспедиций ВИЭМ. Так, в Яконовском сельском поселении выработался свой, особый стиль. В орнаменте часто встречается рисунок сердца, боковые панели — гладкие, без узора. А в Грузинском сельском поселении окна наряжали сплошным кружевом.

наличники (10)
Фото: ВИЭМ

Надо сказать, что в окрестностях Торжка это ремесло сохраняется по сей день и передается от отца к сыну.

А большинство наличников, которые сейчас украшают окна наших городов созданы уже после Великой Отечественной войны. Советские люди помнили красоту, сотворенную их дедушками, но уничтоженную бомбежками и пожарами, и возродили ее для нас.

– Прекрасно, когда неравнодушные жители обращаются к этой традиции. Яркий пример – недавно открывшийся частный музей, «Дом Суслопаровых». Когда хозяева восстановили наличники, дом заиграл новыми красками, — заметила Ирина Жукова.

Выставка продлится до 24 августа.

Источник: Тверские ведомости, Автор Маргарита Васильева.