Когда череп заговорит: археологи обнаружили в Торжке уникальный комплекс времен Батыева нашествия

Раскопки у Входоиерусалимской церкви в Торжке щедры на новые открытия. Несколько дней назад мы рассказывали о находке двух печатей Александра Невского, а теперь — ещё одна сенсация.

Исследователи обнаружили уникальный археологический комплекс. Здания были уничтожены пожаром 1238 года, когда войска хана Батыя просто сравняли город с землёй. Но под обгоревшими брёвнами постройки, которую сейчас исследуют археологи, уцелело более ста предметов средневекового быта – находка удивительная и неожиданная.

Напомним: в 1238 году монгольская орда шла на Новгород, но споткнулась о Торжок, который держал врага под своими стенами до весенней распутицы. До северной столицы и главного культурного центра Руси Батый так и не дошёл, повернул назад. Получается, жители Торжка встали тогда на защиту не только своего города. Как показала история — они бились за русскую государственность и культурную идентичность. И на этом поле победили, хотя город был фактически уничтожен.

Новые находки археологов – свидетельство тех событий.

Раскопки ВИЭМ
Фото; архив ВИЭМ

Сожженный город

— В ходе работ мы уже «опустились» на уровень монгольского нашествия 1238 года. Известно, что Торжок две недели держал оборону, но в итоге был практически полностью сожжен Батыем. И сейчас мы нашли следы этого пожара и останки, очевидно, одного из защитников города. Здесь стоял большой дом, а при нем, вероятно, была мастерская. Под завалами её обгоревших перекрытий мы нашли человеческий череп и кости, вперемешку с костями животных, возможно, лошади, — рассказывает Наталья Сарафанова, специалист института археологии РАН и заведующий Отделом археологии ВИЭМ.

Набор предметов, найденных при этом человеке, впечатляет. При нем была булава — довольно редкое и дорогое оружие, боевой топор, стремена. О высоком статусе говорят створчатые браслеты — довольно богатый компонент костюма, такие нечасто находят.

Это был воин, и высокопоставленный? Но в Торжке тогда не было гарнизона. Вероятнее всего, этот человек — ополченец, мирный житель города, который не был профессиональным воином, но взял в руки оружие и встал на пути у захватчика.

— Возможно, он погиб, когда постройка обрушилась. Но мы ещё уточним у антропологов, что именно стало причиной смерти, если удастся выяснить это по костям черепа, — поясняет Наталья Сарафанова.

Инструменты для древних ремесел

В этой постройке, несмотря на пожар, сохранились множество предметов быта и инструментов для древнерусских ремесел. Это ножницы для стрижки овец, около десятка ключей, четыре замка, в том числе внутренние, которые обычно вставлялись в ларцы и сундуки…

Раскопки ВИЭМ
Фото: архив ВИЭМ

— Ещё мы нашли набор предметов, сохранившийся в таком виде, как будто они лежали в сундуке. Сундук сгорел, а содержимое уцелело. Там были кресала, фрагменты ножей, цепей, снова ключи и замки. Также здесь много фрагментов большого медного котла «с ушками» — в нем что-то разогревали, что именно, мы пока не выяснили. Показательно, что в этой постройке хранилась как минимум одна книга. Мы обнаружили книжные застежки, «петельки» и «кинжальчики», — рассказывает заведующий Отделом археологии ВИЭМ

Новоторжская земля сберегла даже зерно, в здании находился запас овса, и, возможно, проса (анализ покажет более точно). После пожара зерна превратились в уголь, но сохранили первоначальную форму.

Раскопки ВИЭМ
Фото; архив ВИЭМ

Оберег из прошлого

Почему историки считают, что здесь была мастерская? В постройке найдено много медных и свинцовых оплавков. Возможно, здесь занимались бронзолитейным или медеплавильным производством.

— Но мы нашли только один фрагмент тигля, обычно в мастерских их гораздо больше. Впрочем, в раскоп попал лишь уголок постройки. Но даже в этой небольшой части удалось найти более сотни артефактов, это невероятная удача, — комментирует моя собеседница.

И кстати, за «стеной» постройки (точнее, за тем, что от стены осталось) археологов тоже ждал сюрприз. Практически целые сани. Понятно, что столетия в земле сказались на их состоянии, но уцелели почти все детали: копылья (бруски, которые служат опорой для кузова саней) спинка, полозья. Еще одна интересная находка — оберег дома, шаровидное деревянное навершие. Как считают историки, в дохристианскую эпоху на таком шаре вырезали лицо божества — хранителя дома. Но 13 век — это уже эпоха православия, так что никаких изображений языческих богов на обереге нет. Он украшен цветочным орнаментом. Однако сама традиция иметь в доме такую «защиту», как видим, ещё была жива.

Наталья Сарафанова отмечает и ещё один интересный момент. Все эти находки были сверху «перекрыты» слоями, в которых нашли печати Александра Невского. То есть, при восстановлении города новый дом возвели точно на пепелище старого. Правда, мастерской при нем уже не было.

Источник: Тверские ведомости, автор Маргарита Васильева