Лучшие архитекторы и дизайнеры России поделились идеями по развитию Райка

О палладианстве и не только

Фото: Михаил Шмелев/ телеканал «MATRIX»

Фото: Михаил Шмелев/ телеканал «MATRIX»Общество

Как «подсветить» историю и что важно уловить в атмосфере одной из прекраснейших усадеб Тверской области? Ведущие архитекторы и дизайнеры России собрались в Торжке, чтобы поделиться опытом и идеями.

Они участвовали в фестивале «Лайткод», который прошел в усадьбе Знаменское-Раек в конце сентября. Но помимо необычной программы и увлекательных квестов в вечернем парке «Лайткод» стал значимым деловым мероприятием. Эксперты поделились своим видением музеефикации усадьбы и дальнейшей ее интеграции в культурную жизнь региона.

Круглый стол, посвященный этим вопросам, состоялся в Гостинице Пожарских. На нем собрались представители Высшей школы экономики, художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, Московского архитектурного института, Европейского университета в Санкт-Петербурге, а также ведущих музеев России. Спикеры сошлись во мнении: усадьба, как и имя ее создателя, Николая Львова, должна стать одним из брендов территории.

Главный дом – главный экспонат

– Наша главная задача – создать уникальный музей в уникальном месте. И эта деловая площадка для нас – бесценный опыт. Обсуждая развитие и музеефикацию усадьбы на разных площадках, мы слышим и анализируем много мнений. Пока мы точно утвердились в одном: тема русского палладианства, ярким представителем которого был Николай Львов, здесь будет в приоритете. Но мы должны интегрировать сюда и локальную историю, рассказать о тех людях, благодаря которым эта великолепная усадьба появилась в тверских лесах. Но главное: мы хотим показать шедевр, уникальный экспонат – Главный дом. Очень важно бережно огранить этот бриллиант, – обозначила приоритеты директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова.

Поэтому ключевых тем можно было выделить три. Как увлекательно и доступно рассказать туристу о палладианстве в России и о Николае Львове. Как по максимуму использовать возможности света, цвета и ландшафта. И какие форматы оптимальны для работы с посетителями в условиях усадебно-паркового комплекса, где уникальна не только архитектура, но и экосистема.

знаменское раек (2)
Фото: Михаил Шмелев/ телеканал «MATRIX»

Кто дал имя Палладио

– Для нас, историков архитектуры, классицизм начинается в XVII веке. Но для литературоведов он начинается в 1515 году, с произведений итальянского поэта и драматурга Джанджорджо Триссино, – отметил историк архитектуры, искусствовед Сергей Кавтарадзе, академический руководитель образовательной программы «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Именно Триссино открыл талант Палладио, тогда еще носившего имя Андреа Делла Гондола. Он и «подарил» юному архитектору псевдоним, ставший всемирно известным.

– Архитектуру нужно изучать в связке с литературой, историей, мифологией, географией. Нельзя объяснить, что такое палладианство, да и вообще, что такое шедевр, не рассматривая исторический и культурный контекст в целом. Главная функция архитектуры – отразить образ мира в ту или иную эпоху. Архитектор решает задачу, как не испортить творение Божье, как не сфальшивить в оркестре, которым дирижирует сам Господь. Это было важно для палладианцев, и это же задача современного архитектора: вернуться к гармонии с природой, – подчеркнул Сергей Кавтарадзе.

Не только античность

Эксперты отметили: одна из важных парадигм для Львова – обращение не только к античности, но и к Египту, и к готике. Пирамида в Никольском-Черенчицах, стрельчатые арки Приоратского дворца в Гатчине – наглядные тому подтверждения. Не чужда архитектору и ветхозаветная тематика (образ пальмовых ветвей, который Николай Львов использует в своем творчестве, просто так в архитектуре не появляется – это атрибут Первого храма, храма Соломона в Иерусалиме). Львов постоянно обращается к истории, связывает прошлое и будущее. И эта связь должна стать лейтмотивом новой жизни усадьбы.

Средоточие образов

Но встает вопрос, что расположить в залах? Макеты зданий? Фотографии? Архитектурный критик Владимир Фролов упомянул: изначально наполнением архитектурных музеев были книги и гравюры. Такой музей должен быть, в первую очередь, средоточием знаний и образов.

Напомним, сегодня в Райке из прежней обстановки осталось одно кресло, многие предметы из этой усадьбы были еще в советское время вывезены в крупные музеи Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе Государственный Исторический музей, Третьяковскую галерею. А значит, главным объектом показа в Райке становится не обстановка, а место. Сама усадьба – вот главный артефакт. Именно это важно подчеркнуть с помощью инженерных решений и событийных мероприятий, в том числе светом и цветом.

Экономика внимания

Эксперты рассказывали о роли правильного освещения в «подаче» памятников культуры, о том, как подчеркнуть светодинамикой самое важное, чтобы путешественник в любое время суток знал, куда смотреть. Участники проанализировали опыт Красноярска: этот далеко не самый теплый и светлый город России становится популярным направлением у туристов не в последнюю очередь благодаря грамотной световой стратегии.

На круглом столе прозвучало: экономика XXI века – экономика внимания. Сегодня компании готовы платить большие деньги для того, чтобы мы хоть краем глаза глянули на рекламный плакат. И потому создание грамотной световой среды – лучший способ сконцентрировать внимание на прекраснейших достопримечательностях наших городов, сделать их узнаваемыми и соединить сияющими путеводными нитями. И речь не просто о цветной подсветке, а об осознанном, продуманном «сценарии», где свет, цвет и контраст позволяют создать целое театрализованное представление, обозначить логику маршрута и даже изменить модель пространства, а не просто показать статичный объект.

Технологии и экология

Когда речь идет о парковой архитектуре, особенно важен вопрос гармонии природы и технологий. Опытом организации экотропы, интеграции дикой природы (лесополосы, прибрежной зоны), с парковочной зоной и пешеходными маршрутами, поделился Андрей Михайловский, основатель креативного агентства Gsteam, куратор мультимедийной выставки «Город будущего» (Москва, Зарядье). В контексте Райка, где усадебный парк плавно переходит в долину реки Логовежь, это особенно интересно. Участники также рассмотрели принципы проведения массовых мероприятий в старинном парке, где очень важно не только привлечь туристов, но и сохранить экосистему, на примере музея-заповедника «Гатчина».

– Мы осознанно отказались от некоторых шоу, собирающих тысячи человек на маленьком «пятачке». Это «не идет» местности. Парковая территория подразумевает другой, более камерный и вместе с тем динамичный формат: постоянное движение небольших групп людей, – пояснила Ольга Аршанская, директор международного фестиваля светового и медиаискусства «Ночь света», директор Школы «Шоу Консалтинг», старший преподаватель художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.

На данный момент в Райке уже запланировано создание экспозиции, посвященной садово-парковому искусству, где будут представлены экспонаты из фондов ВИЭМ, а также сменные выставки в сотрудничестве с партнерами. Будет восстановлена оранжерея, причем часть ее представят в открытом археологическом «окне» – там много интересных находок.

Источник: Тверские ведомости, автор Маргарита Васильева