Ожившие акварели. Для проекта «Россия в узорах: новоторжские щеголихи» отшили специальную коллекцию


До открытия выставочного этнографического  проекта «Россия в узорах: новоторжские щеголихи» осталось  меньше двух недель. Напомним: эта уникальная выставка организована Фондом развития Российского этнографического музея и Всероссийским историко-этнографическим музеем, проект реализуется  с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках нацпроекта «Культура».
Невероятная красота уже на пути к зрителю, остались последние штрихи. В ходе  подготовки к проекту сотрудники ВИЭМ посетили мастерскую тверского дизайнера Марии Рыбаковой. Это её руки и ее команда оживили великолепные аутентичные костюмы новоторжских щеголих, запечатленные в работах художника и этнографа Фёдора Солнцева.
Как это происходило, сколько души, тепла и таланта  вложено в каждый костюм — спросим у мастера.
— Для проекта «Россия в узорах: новоторжские щеголихи» в нашем ателье сшили 12 костюмов, все они воссозданны по акварелям Федора Солнцева, который в 19 веке зарисовал аутентичные наряды новоторок разных сословий, — рассказывает Мария.
Впрочем, мастерицы опирались не только на акварели. За каждой работой — настоящий исследовательский труд.
— Надо понимать, что Фёдор Солнцев был  этнографом, художником, но не  конструктором и не  модельером. Он проделал  гениальную работу, благодаря которой мы сегодня видим, как одевались жительницы Торжка в 19 веке. Но на акварели только лицевая сторона костюмов. А самое главное — то, что внутри, с изнанки, оно оставалось  невидимым глазу живописца и зрителя. «Прочитать» конструкцию костюма лишь с рисунка  сложно, поэтому мы изучили много музейных материалов, книг и исторических источников. В том числе — эрмитажные коллекции (вот эта душегрея выполнена по образцу экспоната Эрмитажа), коллекции Российского этнографического музея. Нам повезло, что интерес к истории костюма возрастает, и сегодня немало исследований и  публикаций на эту тему, — поясняет Мария.
12 новоторжских костюмов — это куда больше, чем  12 великолепно сшитых вещей. Старинный женский  наряд состоит из шести, семи, а то и десяти предметов: сарафан, рубаха, если надо — нижняя рубаха, душегрея, передник, головной убор, платок, аксессуары… И за  каждым элементом — не только серьёзное исследование, но и кропотливый труд. Преимущественно ручной.
— Я, когда соприкасаюсь с историческим костюмом, стараюсь максимально соблюдать принцип достоверности. И потому очень многое делаю  вручную, — поясняет Мария.
Она рассказывает, как шьется каждый элемент наряда. Вот, например, душегрея.
— Смотрим на акварель, потом берём книгу (в сборниках по истории костюма удалось найти иллюстрации, где тверская душегрея изображена в развёрнутом виде) и считаем складки. В некоторых душегрейках их  53, в других 51. Ну а потом — делаем лекала и шьем. Чтобы складки держали форму, закрепляем вручную  тесьмой или прочной нитью. Чтобы они получились объёмные, используется два слоя ткани, вот здесь ещё слой ткани внутри. В тёплых душегреях, шугаях (род кофты с короткими полами) это мог бы  быть ватин.  Но для этой коллекции мы использовали натуральные материалы, идентичные существовавшим в 19 веке. Потому взяли кашемир, — поясняет мастер.
Кстати, а знали ли вы, что модную  нынче асимметрию уже носили полтора века назад ? В коллекции есть такой экземпляр, душегрея с ассиметричными складками и необычными  рукавами: один вполне рабочий, а второй — нарочито длинный, декоративный.
— Эта душегрея надевалась на одно плечо, а другая рука оставалась внутри, в рукав не продевалась. Есть версия, что такой покрой был  придуман специально, чтобы на закрытой от посторонних глаз руке держать ребёнка, — замечает Мария.
Основа старинного женского наряда — длинная рубаха. В коллекции нет даже пары одинаковых. Здесь представлены разные виды манжет, разнообразная отделка рукавов (от вышивки до французского кружева и тончайшего батиста, напоминающего кисею)
— А иногда под рубаху надевали ещё и нижнюю рубаху. Прозрачные рукава носить считалось неприличным. А два слоя ткани создавали интересную игру. Кроме того, простую нижнюю рубаху, в отличие от тончайшей шелковой, можно было чаще стирать, — поясняет дизайнер.
Немало сюрпризов таит и такая простая, казалось бы, вещь, как сарафан. Как мы обычно представляем себе его пошив? Берёшь кусок ткани, складываешь пополам… А вот и нет.
— Ткани были довольно дорогими. Да и полотно в 19 веке было намного дороже уже современного. Так что сарафаны не были цельнокроеными, их шили клиньями, делали  много надставок, чтобы использовать  ткань прямо в ноль, до последнего лоскутка, — комментирует мастер.
В богатой и пестрой отделке  много тесьмы, галуна, металлизированного кружева. Сейчас этот почти забытый промысел в Торжке стремятся возродить.
Но главное украшение нарядов — это пуговицы. От крохотных перламутровых, на тончайших рубашках, до крупных ажурных на великолепной крытой бархатом шубе. Есть звенящие, «старообрядческие». Есть пуговицы с интересными названиями – «домик», «ананас», есть запонка. И на всех костюмах они разные, повторов нет.
— У каждой пуговицы – своя история. В изготовлении фурнитуры приняли участие реконструкторы со всей страны. Сейчас интерес к русской истории, к русским ремесленным традициям заметно растет, и открывается много мастерских, где эти традиции хранят и возрождают. В том числе, семейная мастерская Дарьи Нагорной в Твери, мастерские при реконструкторских клубах в Москве. Питере. Все они помогли нам создать эту замечательную фурнитуру в максимальном приближении к реалиям 19 века, — рассказывает Мария.
Она замечает: сделать это было бы невозможно без верной команды, поддержки экспертов, историков, реконструкторов и талантливейших мастериц.
— Я благодарна нашему куратору и вдохновителю Андрею Боровскому. Моим сотрудницам Елене Рассказовой, Ольге Медведевой, Олесе Гуслянниковой. Светлане Трофимовой – мастеру, которая создала вот эти прекрасные подвязи из бисера и речного жемчуга. Моей маме и коллеге, Ирине Николаевне.  Дружески жму ваши золотые руки! – говорит автор коллекции.

Напоминаем: выставочный проект «Россия в узорах: новоторжские щеголихи» стартует 30 августа в Гостинице Пожарских.