Поклон от Кирея к Ростиле: тайны торжокских берестяных грамот
Имена, которые встречаются в новоторжских берестяных грамотах, особенно интересны. С Кощеем мы уже знакомы. Но в Торжке зафиксированы и другие необычные имена, некоторые из них уникальны и встречаются только в нашей местности. Например, имя Рожнега — пока что не найдено никаких других источников, где оно упоминалось бы, кроме новоторжской берестяной грамоты №18.
Это очередное деловое письмо, отправленное между 1161 и 1171 годом некоему Местяте (или Местяке). Это славянское имя могло быть разговорным сокращением от Мстислава. Отправитель требует прислать полгривны до Петрова дня (12 июля — в старину этот день, середина летней страды, считался окончанием «финансового года» и предельным сроком для расчета с долгами) и выясняет, не остался ли он сам должен за соль. Что, собственно, подтверждает версию — обитатели богатой на находки усадьбы Б занимались торговлей солью.
— В период, о котором мы говорим, — XII век, отчества на Руси были еще не в ходу. Так что даже в деловой переписке купцы обращались друг к другу по именам, нередко используя их в разговорной, обиходной форме, — поясняет заведующая археологическим отделом ВИЭМ Наталья Сарафанова.
Так, в конце XII века в Торжке жил человек по прозванию, возможно, Бочка, и он был должен Сбыне две гривны.
— Впрочем, не факт, что этого «героя» грамоты №4 называли именно так. Фрагмент письма сохранился не очень хорошо, и можно разобрать что-то вроде «Боцеве». Это похоже на притяжательное прилагательное. Но звучало ли это имя собственное как Бочка или это было другое имя с похожим корнем, утверждать в точности нельзя, — говорит Наталья Сарафанова.
Наряду с христианскими именами — Григорий, Петр, Иван, Лазарь, в новоторжских берестяных грамотах упоминаются и древние славянские, например, Хотун, Ростила, Гостила. И даже тюркские, в частности, Кирей. Так, грамота №8 содержит поклон от Кирея к Ростиле и просьбу добыть ему «коня, большого, хорошего. Если же тебе не попадется такого хорошего, то половину». Да, в XII веке в рацион наших предков входила конина.
— Согласно исследованиям берестяных грамот, найденных в Великом Новгороде и Старой Руссе (было проанализировано больше 500 документов), можно сделать вывод, что в XII веке на Руси были равно распространены и христианские, и древнеславянские имена, — рассказывает Наталья Сарафанова.
Новоторжских грамот пока всего 19, выборка маленькая, чтобы делать далеко идущие выводы. Но по сохранившимся записям складывается картина города, в котором спокойно уживались, вели друг с другом дела и вставали рядом в минуту опасности Иван, Кирей, Местята и Эммануил (Мануйла). Картина одного из уголков русского мира, объединяющего разные традиции и культуры.
Источник: https://vedtver.ru/news/society/poklon-ot-kireja-k-rostile-tajny-torzhokskih-berestjanyh-gramot/
