Шедевр художника, обнаружившего пропажу «Джоконды», теперь хранится в Торжке

Мы продолжаем рассказ о бесценных реликвиях прошлого, «оживающих» благодаря мастерству реставраторов. В их числе уникальная картина Луи Беру, которая хранится в Торжке.
Недавно она вернулась в фонды ВИЭМ после реставрации, которую проводил Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря – старейшее реставрационное учреждение России.
Речь идет о картине «Генрих III в Венеции». В фонды ВИЭМ она была передана в 2022 году согласно приказу Министерства культуры России.
– Картина Луи Беру – действительно важное приобретение для фондов нашего музея, и ее возвращение из реставрации – значимое событие. Работа с подлинниками, особенно в контексте западноевропейской живописи, позволяет зрителю не просто увидеть произведение искусства, но и почувствовать связь с эпохой, мастером, его техникой. Это бесценный опыт, который нельзя заменить репродукциями, — отмечает директор ВИЭМ Ирина Жукова.
Раны, нанесенные временем
Согласно заключению специалистов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, эта картина имеет историко-культурную и художественную ценность как предмет западноевропейского изобразительного искусства конца XIX века. В ВИЭМ она поступила в крайне тяжелом состоянии: ветхий холст, множественные сквозные разрывы с утратами грунта и красочного слоя по их границам, следы ожогов, утраты декоративных элементов и красочного слоя на раме, другие раны, нанесенные временем. И даже следы кустарного ремонта (видимо, владельцы картины пытались сберечь холст, подклеив разрывы пластырем). Сейчас благодаря труду реставраторов двух мастерских ВХНРЦ картина обрела вторую жизнь.
Восстановлением живописи занималась Анастасия Шинкаренко, реставратор мастерской реставрации масляной живописи ВХНРЦ, руководитель работ – заведующая мастерской Светлана Горбунова, художественной рамой – Михаил Пушкарев, реставратор мастерской реставрации мебели и деревянных предметов интерьера, руководитель – заведующий мастерской Роман Студенников.

Особое место в коллекции
– В фондах ВИЭМ хранится довольно интересная и разнообразная коллекция живописи, в основном отечественной, а эта работа, безусловно, занимает особое место. В нашем музейном собрании это первое живописное произведение, выполненное профессиональным западноевропейским художником «прекрасной эпохи». И оно будет не единственным, – отмечает главный хранитель ВИЭМ Елена Ефремова.
Это картина в историческом жанре, написанная в 1895 году. Основой сюжета стало посещение Генрихом III Венеции на пути из Польши в Париж. Композиция динамична: по Лестнице гигантов во Дворце дожей в Венеции спускаются исторические фигуры – французский король Генрих, его брат Франсуа Алансон, их свита. Знакомые лица – это про них мы еще в детстве читали в романах Дюма, переносясь в ушедшие эпохи.
Творческий прием
Кажется, что еще одна ступенька – и образы прошлого шагнут в наш мир. Впрочем, это одна из уникальных особенностей творчества Луи Беру: фигуры на его полотнах словно стремятся покинуть холст. Иногда у них это получается (картина «Радости потопа» 1910 года): Луи Беру первым использовал в этой работе творческий прием «выхода» фигур из полотна.
Но имя художника во многом известно еще и благодаря нашумевшей детективной истории. Именно он обнаружил пропажу «Моны Лизы» из Лувра в 1911 году. Собственно, Лувр, его интерьеры, посетители и художники, изучающие и копирующие там картины великих мастеров, были любимой темой Луи Беру. И когда 21 августа 1911 года он привычно пришел туда, чтобы взяться за работу, то первым заметил, что «Джоконды» нет, и поднял тревогу. Все остальные, включая служителей Лувра, думали, что картину отнесли в лабораторию. Похитителя арестовали во Флоренции при попытке продать картину, а «Джоконда», совершив путешествие по своей родине, Италии (она экспонировалась во Флоренции, Милане и Риме), в 1913 году вернулась в Лувр.

Где встретиться с Генрихом III?
Не менее интересна и семья, которой, вероятно, ранее принадлежала картина «Генрих III в Венеции». Исследование коллекции, в составе которой поступила картина, позволяет предположить, что ранее владельцами была семья Манжан – Бодко. Французский композитор Сильвэн Манжан более 20 лет жил в России, был капельмейстером и директором Императорского Михайловского театра в Санкт-Петербурге, написал гимн Персии и стал свидетелем покушения на императора Александра II. История его жизни, его связи с нашей страной, перипетии, в которых его потомки сохранили бесценные исторические и художественные реликвии, – это отдельная легенда.
Но вернемся к картине. Итак, где можно будет встретиться с «Генрихом Третьим»? Как прокомментировала Ирина Жукова, сейчас рассматривается вариант размещения картины в Знаменском-Райке после реставрации усадьбы и создания там музея, а также в выставочных проектах, посвященных западноевропейскому искусству.