Сотрудники ВИЭМ исследовали закулисье тверского ТЮЗа

Очередной выездной методический день сотрудники ВИЭМ провели за кулисами тверского Театра юного зрителя. Между этими учреждениями культуры немало общего. Театр, как и музей, погружает зрителя в атмосферу прекрасного. А в каждой музейной программе есть элемент театральности.

Поэтому экскурсия по закулисью театра into.ТЮЗ, которую для сотрудников Всероссийского историко-этнографического музея провел артист, экскурсовод Владимир Крылов, стала отличной возможностью для обмена опытом.
Её участники прошли по коридорам и помещениям театра, которые обычно остаются закрыты для зрителей. И за каждой дверью возникала интереснейшая тема для обсуждения. Всегда очень интересно слушать об истории и устройстве театра от первого лица.

Сотрудники музея обратили внимание на организацию арт-пространства в холле. Осмотрели цеха, где изготавливают и реставрируют декорации. Спустились в подвал, чтобы изнутри увидеть «сердце» ТЮЗа — поворотный круг большой сцены, на которой в это время шла репетиция спектакля «Седьмая симфония». Его премьера приурочена ко Дню Победы. Здесь же обсудили организацию моментального слаженного взаимодействия между техническими службами: мало кто из зрителей подозревает, какая напряжённая работа людей разных профессий непрерывно идёт за кулисами, пока они наслаждаются спектаклем или интерактивом.

Ещё одна общая тема театра и музея — сохранение архитектурного наследия. ТЮЗ располагается в историческом здании бывшего магистрата, построенном в XVIII веке, именно сюда ходил на службу великий русский баснописец Иван Крылов, с этим домом связано и множество других интереснейших фактов истории Верхневолжья. Музейщики увидели помещения и архитектурные элементы, которые, несмотря на все перипетии, удалось сберечь с XVIII века до наших дней.

Затем поднялись под самую крышу театра. Сейчас здесь располагается «малая сцена», на которой проходят вечерние, камерные спектакли. На примере этого помещения рассмотрели различные варианты пространственных решений: в зависимости от расположения зрительских мест и территории действия вполне можно открыть «четвёртое измерение» и создать уникальную атмосферу для каждого мероприятия.

Но больше всего времени собравшиеся провели в буфете. Нет, они не бездельничали за чашечкой кофе: здесь прошли тренинги, мастер-класс по актерскому мастерству и ораторскому искусству.
Для музейных работников очень важно владение приёмами сценический речи, именно этому они и учились у профессионального актёра. Также попросили поделиться секретами планирования при очень напряжённом графике.


Между нашей профессией и призванием артиста немало параллелей. Проводя музейные интерактивы, событийные мероприятия, мы стараемся работать, как настоящие актёры. Иногда «отыгрываем» по нескольку «спектаклей», то есть, разнообразных программ, в день, причём для разной аудитории — детской, взрослой. Поэтому для нас очень актуален вопрос, как постоянно удерживать внимание зрителей и при этом оставаться в ресурсе, — делясь своими впечатлениями, рассказали сотрудники музея.

На тренинге подняли и такую тему, как воспитание через культуру. Как заинтересовать маленького зрителя, заставить его задуматься?
Владимир Крылов подтвердил: именно детская и подростковая аудитория требует особенного такта и мастерства. Сфокусировать внимание юного зрителя намного сложнее, чем взрослого. Удержать внимание — это задача не только актёра или ведущего программы. Это ещё и режиссёрская работа, командная работа. Для детей особенно важны смена зрительного ряда, яркий визуал, возможно, спецэффекты.

А главное — надо говорить с детьми так, чтобы это было созвучно их мироощущению. Но не надо при этом упрощать, думая, что ребёнок «не поймёт». Дети очень осознанно считывают нужные пласты информации, с ними можно — и нужно общаться на  серьёзные темы, — считает Владимир Крылов.

Как отметила команда ВИЭМ, этот методический день принёс много познавательного. В том числе — знакомство с новым, нестандартным форматом экскурсии. Погружение в рабочий процесс учреждения культуры, безусловно, производит на зрителей сильное впечатление и максимально приближает их к тайнам искусства. А многие организационные моменты и решения, которые используют в театре, оказались созвучны атмосфере и задачам музея. Особенно те, которые непосредственно влияют на комфорт посетителей, их вовлеченность в происходящее и желание прийти снова.

Всероссийский историко-этнографический музей выражает огромную благодарность руководству ТЮЗа за возможность организации мероприятия, несмотря на загруженный репетиционный период, и лично артисту ВЛАДИМИРУ КРЫЛОВУ за содержательную экскурсию и, способствующий познанию, театральный мастер-класс! Выражаем надежду на дальнейшее развитие сотрудничества!