Участники фестиваля «ЛАЙТКОД» обсудили способы развития территорий

Второй день деловой программы фестиваля «Лайткод 2025» был посвящён обмену опытом развития территорий. Как отметила модератор Эмма Васильева, тема этого дня – урбанистическое направление. Эксперты обсуждали, как подойти к территории, чтобы наши города и памятники заиграли новыми красками. И как открыть музей будущего в памятнике прошлого?

– Попробуем спрогнозировать, что от нас, от усадьбы Знаменское-Раёк ждёт турист и местные жители, – обозначила задачу заместитель директора по развитию Всероссийского историко-этнографического музея Валерия Данилова.

Напомним, сегодня в Райке из прежней обстановки осталось одно кресло, многие предметы из этой усадьбы были ещё в советское время вывезены в крупные музеи Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе Государственный Исторический музей, Третьяковскую галерею. А значит, главным объектом показа в Райке становится не обстановка, а место. Сама усадьба – вот главный артефакт. Именно это важно подчеркнуть с помощью инженерных решений и событийных мероприятий, в том числе светом и цветом.

Фестиваль «ЛАЙТКОД» – пример того, как необычный формат мероприятия «подсвечивает» территорию. Немаловажно, что такие события, в числе прочего, стимулируют туризм в межсезонье. Фестиваль света — это история именно для осенних ранних сумерек, когда поток туристов идёт на спад. Но яркое событие привлекает новую волну посетителей, и территория снова оказывается в фокусе внимания путешественников.

– Это искра, которая должна зажигать следующий проект, – заметила светодизайнер Кира Федотова, организатор фестиваля.

А Знаменское-Раёк для таких фестивалей максимально подходящее место ещё и потому, что и сам создатель усадьбы Николай Львов охотно и успешно экспериментировал со светом. Двойной купол усадьбы – световой фонарь, «поймавший» солнце и отправивший его в бальный зал, тому подтверждение.

Алексей Баранов, руководитель Школы дизайна НИУ Московского государственного строительного университета, член Союза дизайнеров России, поделился опытом создания культурно-событийного кода местности (роспись, вышивка, лён) на примере Палеха. Там смогли вписать в культурную жизнь города руины местного льнозавода.

– Это совсем другая эстетика, не усадебная, промышленная. Но мы видим множество пересечений с Торжком, тех самых связующих нитей – от темы льна до наличия близких по духу людей, команды, готовой работать с историей, – сказал Алексей Баранов.

О содружестве экологии и технологий говорил Андрей Михайловский, основатель креативного агентства Gsteam, куратор мультимедийной выставки «Город будущего» (Москва, Зарядье). Он поделился опытом организации экотропы, интеграции дикой природы (лесополосы, прибрежный зоны), с парковочной зоной и пешеходными маршрутами. В контексте Райка, где усадебный парк плавно переходит в долину реки Логовежь, это особенно интересно. Спикер коснулся и такого способа подачи визуальной информации, как мэппинг — технология, позволяющая создавать на поверхности зданий и стен видеопроекции, оживляющие пространство. Это могут быть картины, парящие в воздухе, интерактивные проекции, реагирующие на движение, или динамично меняющиеся картины, демонстрирующие движение из прошлого в будущее.

Павел Павлюк, архитектор по свету, рассказал о принципах светового маркетинга.

Так, одним из популярных у туристов направлений в последние годы становится Красноярск, далеко не самый тёплый и светлый город России. Как считает эксперт, не в последнюю очередь благодаря грамотной световой стратегии города.

— Очень важно благоустройство, инфраструктура. Но свет играет одну из ключевых ролей. Нужно, чтобы в любое время суток, не только днем, но и вечером, турист понимал, куда смотреть, — подчеркнул эксперт.

На круглом столе прозвучало — экономика 21 века это, в первую очередь, экономика внимания. Сегодня компании готовы платить большие деньги для того, чтобы мы хоть краем глаза глянули на рекламный плакат. И потому создание грамотной световой среды — лучший способ сконцентрировать внимание на прекраснейших достопримечательностях наших городов, сделать их узнаваемыми и соединить сияющими путеводными нитями. И речь не просто о цветной подсветке, а об осознанном, продуманном «сценарии», где свет, цвет и контраст позволяют создать целое театрализованное представление, обозначить логику маршрута и даже изменить модель пространства, а не просто показать статичный объект.

 Ольга Аршанская, директор международного фестиваля светового и медиаискусства «Ночь света», директор Школы «Шоу Консалтинг», старший преподаватель художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица рассказала о взаимодействии с Гатчинским музеем-заповедником. Фестиваль «Ночь света» проходит там не первый год, и каждый раз требует новых находок.

— Мы работаем с пространством дворцового парка в Гатчине. Это и природа, и архитектура, и место, где также хорошо известен гений Львова, что во многом роднит нашу историю с Райком. Важно, чтобы люди получали комплексные впечатления: от места, ландшафта, архитектуры и остановок на пути, где они встречаются с искусством, — отметила Ольга Аршанская.

Она рассказала, почему при проведении фестиваля в Гатчине осознанно отказались от некоторых шоу, собирающих тысячи человек на маленьком «пятачке».

— Это не идёт месту. Парковая территория подразумевает другой, более камерный и вместе с тем динамичный формат: постоянное движение небольших групп людей, — пояснила спикер.

Тему поиска идентичности музейного комплекса, брендинга и взаимодействия с аудиторией продолжил Дмитрий Мильков, руководитель Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), кандидат филологических наук. Он также обратился к опыту Гатчинского музея-заповедника, подчеркнул, что его возрождение начиналось с парка. И обратил внимание: музей должен иметь «фирменный стиль». Но такой стиль может иметь варианты для аудитории классического и молодёжного формата.

— Важно, чтобы мы не просто рассказали историю места, но и были услышаны разной аудиторией. У музеев много собеседников, — отметил Дмитрий Мильков.

Тема привлечения молодёжи к организации событийных мероприятий, к поиску дизайн-кодов и творческих решений стала лейтмотивом деловой программы. Так, в этом году «ЛАЙТКОД» был площадкой для творчества студентов и преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ, но в подготовке к нему также помогали два торжокских колледжа, промышленно-гуманитарный и педагогический. А также студенты из Тверского колледжа туризма и сервиса.

— Сегодня мы живём в такое интересное время, когда мы говорим уже не о целевой аудитории, а о том, как объединить между собой разные поколения, создать события, которые будут интересны разным посетителям, и с каждым говорить на его языке, — подвела итог Эмма Васильева.

В завершение участники круглого стола посетили усадьбу Знаменское-Раёк. И каждый дал своё обещание будущему: темой заключительного дня фестиваля была передача наследия потомкам. Символом этого стало сияющее ожерелье внутри колоннады, созданное из множества «капсул времени» – писем, написанных в завтрашний день.

– Этот фестиваль стал настоящим событием, актуальный, современный формат на территории старинного памятника — это необычно, это повышает интерес к посещению исторических мест не только у взрослого поколения, но и у молодежи, позволяет раскрыть культурный код с новой стороны и работает на продвижение туристических объектов Верхневолжья. Усадьба Знаменское-Раёк идеально подходит для синтеза современного искусства и истории. И это было просто очень красиво и наполнено романтикой, — прокомментировала Екатерина Чернышкова, консультант Управления развития туризма Министерства туризма Тверской области.