В Торжке представили аутентичное искусство майолики
Хрупкая красота
Народные промыслы — это не только наследие из глубины веков. Порой они создаются прямо сейчас. Традиции прошлого, актуальные техники и талант художника сливаются воедино — и получается чудо.

Новоторжская майолика имеет все шансы быть признанной одним из народных художественных промыслов России. Уже сегодня она стала одним из брендов региона: статуэтка из Торжка есть даже у Президента России. Это искусство развивается в Торжке уже более 35 лет. Мастерская, где оно сохраняется, работает при Всероссийском историко-этнографическом музее. Изделия торжокских художников — керамистов не раз участвовали в различных межрегиональных конкурсах и фестивалях, занимали призовые места, признавались лучшими туристическими сувенирами. Но экспозиция, посвященная именно новоторжской майолике, создана впервые. На выставке «Хрупкая красота» (6+) в Гостинице Пожарских представлены более ста удивительно прекрасных изделий из коллекции Всероссийского историко-этнографического музея. Они раскрывают историю промысла, а также творческого поиска и индивидуального стиля каждой из художников — керамистов музейной мастерской. Тонкие и нежные букеты — вдохновение Марины Низовой, анималистические мотивы — любимая тема Ирины Нефедовой, девы из русских песен и сказок — создания Натальи Лыжиной. Серия её работ «Новоторжские щеголихи» — 14 женских статуэток в традиционных нарядах новоторжского края, созданные по акварелям Фёдора Солнцева, стала жемчужиной коллекции.

Как рассказывает художник, этот труд вдохновлен межмузейным проектом «Россия в узорах: Новоторжские щеголихи». Мастерице удалось точно передать не только детали местного народного костюма, но и его структуру — воплотить в керамике невесомость кисеи, гладкость шелка, фактуру кожи…
— Работа длилась примерно полтора года. У нас очень кропотливый труд, нередко над одним изделием приходится «колдовать» много месяцев. Поэтому можно сказать, что «щеголихи» появились на одном дыхании, — рассказывает Наталья Лыжина.

Стоит отметить, что проект «Россия в узорах», созданный ВИЭМ совместно с Российским этнографический музеем (Санкт-Петербург) в этом году получит дальнейшее развитие: 25 ноября здесь же, в гостинице Пожарских, стартует его вторая часть, «Тверские щеголихи”. Спрашиваю мастерицу: теперь у керамических новоторочек появятся подруги в традиционных костюмах Ржева, Твери и селигерского края?
— Думаю, да: было интересно работать над серией изделий по акварелям Солнцева, хотелось бы ее продолжить, — говорит художник.
Большой интерес у посетителей вызвала авторская копия статуэтки, подаренной Президенту России Владимиру Путину во время визита в Торжок. Впрочем, копия имеет ряд небольших отличий: в том и особенность ручной работы, что две абсолютно одинаковые вещи сотворить невозможно.

Посетителей выставки также ждал экскурс в историю промысла. О том, как все начиналось, рассказал художник, керамист и ювелир, член Союза дизайнеров СССР Владимир Беляков. Это он привёз в Торжок необычную технику работы с глиной, которая и стала основой для нового искусства.
— Среди ценностей, дошедших до нас их древнейших времен — золото, камни и керамика. Это одно из первых ремесел, созданных человеком и превратившихся в творчество. В том, как глина, такая пластичная, преображается под воздействием огня, становится твёрдой, а потом цветной, сияющей, есть особый символизм. Это искусство заряжает и заражает, оно требует постоянного творческого поиска. И я рад, что в Торжке оно получило новое прочтение и яркое развитие, — прокомментировал Владимир Иванович.

Первой его ученицей стала Любовь Никифорова. Она продемонстрировала собравшимся самую первую работу, сделанную в этой технике более 30 лет назад — изящную птицу.
Как рассказала директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова, в Торжке заложен фундамент для признания нового яркого явления в декоративно-прикладном искусстве. Для сохранения этого наследия важно выстроить систему преемственности, чтобы уникальный опыт старших мастеров не был утрачен.

— Сейчас идёт реставрация старинного комплекса Торговых (теперь Музейных) рядов. А когда она закончится, мы перевезем туда мастерскую. Проект обновленного здания предусматривает, в числе прочего, помещение для работы художников-керамистов, с залом для выставки лучших изделий. И главное — будет предусмотрено место для мастер-классов. Выставка играет ключевую роль в этом процессе, позволяя подрастающему поколению прикоснуться к живому искусству и постичь секреты мастерства художника-керамиста. Для кого-то из юных зрителей это знакомство может стать решающим и определить начало собственного творческого пути, — рассказала Ирина Владимировна.
Источник: Тверские ведомости