В Торжке разоблачают самый первый из западных фейков о России
На Руси веселье – трезвым

Фото: Маргарита Васильева/РИА Верхневолжье
Почему на Руси испокон веков пить было не принято? Да, именно так. Разговоры о хмельных застольях как о русской национальной традиции – это фейк.
Возможно, самый первый из фейков о России, созданный на Западе.
Миф о «русском пьянстве» еще в начале XVI века «запустил» шведский дипломат Пётр Петрей, отмечая, что якобы в России к гостям, которые могли выпить все, что им наливали, относятся лучше, чем к малопьющим. Довольно субъективное суждение, но оно было подхвачено в Европе, да так, что со временем и в самой России в него поверили.
Какие еще мифы об алкоголе существуют в сегодняшнем социуме, особенно в молодежной среде? Всероссийский историко-этнографический музей проводит интерактивную программу, цель которой – выяснить это и развеять заблуждения, обратившись к историческим фактам. Этот интерактив приурочен к Всемирному дню трезвости, который отмечался 3 октября. Он проходит в Этнографическом центре ВИЭМ в Торжке и рассчитан на студентов и старшеклассников (16+). Подростки узнали, почему истинно русской традицией всегда была трезвость. Устраивать застолья с «медом и пивом» было разрешено только несколько раз в год, в честь очень значимых событий, таких, как свадьба, рождение ребенка.

По усам текло, в рот не попало
Да и тогда поговорка «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» имела глубокий практический смысл: люди солидные, работящие, несущие ответственность за семью, старались сохранять трезвость и нередко, поднимая чарку, только усы в ней мочили.
– Это обусловлено условиями крестьянской жизни и труда. Житель средневековья просто не мог позволить себе «расслабиться в пятницу» за кружкой пива. Во-первых, нетрезвым или с похмелья за сохой не походишь, к наковальне не подойдешь, на охоте белке в глаз не попадешь. То есть человек, злоупотреблявший напитками, просто не мог обеспечить свое существование. Он становился «бременем» для общины, поэтому пьяниц на Руси издавна называли людьми пропащими, пьянство для нашего народа всегда было социально порицаемым явлением, – рассказывает экскурсовод Кристина Быкова.
Да и православная вера требовала умеренности. В календаре верующего человека из 365 дней около двухсот – это пост той или иной меры строгости, когда употреблять хмельные напитки, разумеется, нельзя.
Орден «За пьянство»
Но, может быть, отношение стало более лояльным при Петре I? Про его «ассамблеи», где вино лилось рекой, тоже много мифов ходит. Говорят, что тогда даже был утвержден шуточный орден «За пьянство», которым царь своих собутыльников жаловал.
В музее рассказали – была такая «награда». Только совсем нешуточная – чугунная «медаль» весом 17 фунтов, это около 7 килограммов. Ее надевали на шею дебоширам, которые по пьяному делу угодили в тюрьму. Ошейник, на который крепилась «медаль», был выполнен так, что ее нельзя снять, осужденным приходилось ее носить неделю. А то и больше, в зависимости от тяжести того, что натворили в состоянии опьянения. Довольно жесткое физическое наказание. Ребята увидели изображение такой медали, воссозданное максимально точно.
Но больше всего подростков поразил такой факт: тех, кто погиб в пьяной драке, замерз или утонул, будучи нетрезвым, на Руси хоронили за оградой кладбища, как и самоубийц.

Борьба за трезвый ум
– Отношение к спиртному изменилось после Гражданской войны, в период жесткого кризиса, слома всех устоев и социальных формаций. «Бытовое» регулярное пьянство стало распространяться именно тогда. И на переломе эпох, в молодой, строящейся стране одним из первых решений советской власти стала кампания по пропаганде трезвости. И в этом был все тот же смысл и цель, о которых знала еще русская община и нельзя забывать нам сейчас: в условиях постоянных вызовов трезвый ум имеет решающее, жизненно важное значение, – рассказывает экскурсовод Анна Смирнова.
Внимание гостей особенно привлекла выставка агитационных плакатов той эпохи. Показательно, что пьянству там зачастую противопоставляется не только ударный труд, но и в первую очередь благо семьи. Вот черный коршун на плакате пикирует на аиста с младенцем. Вот молодая мать и просто красавица захлопывает дверь перед носом нетрезвого мужа. Прямым и резким языком революционной агитки разъясняется, какие угрозы здоровью будущего ребенка несет алкоголь, как легко лишняя рюмка может разрушить отношения супругов и влюбленных. И среди плакатов в стиле конструктивизма – простая, давняя народная мудрость: «Кто чарку допивает, тот веку не доживает».
Разоблачение мифов
Конечно, коснулись и современных заблуждений, связанных с алкоголем. Например, мнения, что бокал вина помогает знакомиться и завязывать отношения (а каким будет качество таких отношений?). Или что в экстренной ситуации допустимо выпить «для храбрости» (алкоголь – депрессант, храбрости он точно не прибавит). Студенты назвали лучший, на их взгляд, способ профилактики вредных привычек: учеба плюс подработка плюс хобби. Поиграли в игру «продолжи крылатое выражение». Малоизвестную нынче поговорку: «Много вина – мало ума» подростки не сразу угадали, сперва хором продолжили: «Много вина – мало жизни». И все равно не ошиблись.
– Очень нужная тема для молодежи. Сегодня все знают о вреде спиртного с точки зрения медицины. Но не менее важно разоблачать социальные и психологические мифы, сложившиеся вокруг «зеленого змия». Если при этом обратиться к исторической традиции, аргументы становятся вдвойне весомы, – прокомментировала Юлия Антонова, куратор группы студентов Торжокского гуманитарно-промышленного колледжа.
Источник: Тверские ведомости, Автор: Маргарита Васильева