В Торжке стартовал проект «Россия в узорах: новоторжские щеголихи»
В Торжке, в Гостинице Пожарских, стартовал этнографический выставочный проект «Россия в узорах: новоторжские щеголихи». Проект реализуется Фондом развития Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге и Всероссийским историко-этнографическим музеем, с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
«Россия в узорах» — межмузейная и межрегиональная программа, посвящённая сохранению народных промыслов и прикладных искусств. В этом году открывается уже четвёртый ее проект.
— Мы реализуем эту идею совместно с Российским этнографическим музеем — крупнейшим этнографическим музеем Европы. Суть этой программы : сочетание локального и глобального. Мы популяризуем местные народные промыслы в контексте культуры страны. В этом году мы взяли за основу очень интересные экспонаты — акварели Фёдора Солнцева, изображающие старинные наряды новоторок, и попробовали соединить все, что показывали на форуме «Россия в узорах» до этого: золото, кружева, строчку. И в результате полностью воссоздали коллекцию новоторжского женского костюма. Который, кстати, еще ни в одной музейной экспозиции не был представлен в завершенном виде. В собраниях ведущих музеев страны есть только разрозненные предметы одежды новоторок – где-то кокошник, где-то душегрея. Но собрать полный наряд удалось впервые, благодаря научному азарту и золотым рукам наших партнёров, опираясь на акварели Солнцева и материалы из музейных фондов, — рассказывает директор ВИЭМ Ирина Жукова.
— Сегодня — пик развития программы Россия в узорах, переход на новый этап межмузейного сотрудничества, когда, помимо музеев, привлекаются и мастера, и коллекционеры, и начинающие художники. РЭМ обладает уникальной коллекцией по этнографии Тверской губернии. Она насчитывает более восьми с половиной тысяч предметов, включая и фотоснимки. Один из уникальных памятников — головной убор первой половины 19 века — кичка, расшитая жемчугом и также расшитый жемчугом свивальник конца 18 века. Это, возможно, самые ранние предметы из Тверской губернии, известные в музеях России. Наше собрание содержит уникальный ресурс для реконструкции — множество произведений декора, прикладного искусства, образцов вышивки, ткачества. Не случайно к нам обратились, как к первоисточнику. Для нас всегда большая радость работать с ВИЭМ, в таких проектах органично сочетаются научные изыскания, опыт экспертов и мастерство современных художников и дизайнеров. Сегодня мы видим не просто реконструкцию одежды — это реконструкция представления о красоте, тайн мастерства, дань уважения кропотливому труду, благодаря которому наши предки создавали уникальные вещи. Вместе с посетителями Гостиницы Пожарских, будем размышлять над вопросом, что такое красота, как в ней отражается достоинство женщины и её семьи, почему наши предки столько ресурсов тратили на украшение наряда жены и матери, и как эти традиции сочетаются с современными представлениями , — комментирует директор Российского этнографического музея Юлия Купина.
Да, это не просто выставка удивительно точной исторической реконструкции. «Россия в узорах: новоторжские щеголихи» рассказывает, в первую очередь, о способах изучения культурного наследия и передачи его в будущее. Именно этим и занимался в 19 веке Фёдор Солнцев. Выходец из крепостных крестьян, благодаря своему таланту он получил свободу и возможность учиться в Академии художеств. Он стал известен, как художник и этнограф, архитектор и историк. Художник оставил богатейшее наследие — более 3000 точных и детализированных эскизов, изображающих одежду, оружие, церковную утварь, предметы быта разных губерний. Шестьсот эскизов легли в основу издания «Древности российского государства». В том числе – 12 акварелей с изображениями жительниц Торжка в традиционных костюмах разных сословий.
— Фёдор Солнцев открывал своему поколению секреты старины. По его акварелям наши предки осознавали свою культурную идентичность, а Европа и Америка строили представление о России. Его можно назвать родоначальником русского стиля, основоположником научной реставрации и даже первым историческим реконструктором. Солнцев рисовал не то, в чем люди ходили по улице, он фиксировал то, что еще в 19 веке стало историей . В каждом богатом торжокском семействе хранились накопленные поколениями ценности, и нарядный костюм хозяйки дома тоже был в числе таких сокровищ. Прекрасные девушки доставали из сундуков то, что носили их прабабушки. И поэтому в первую очередь мы воспроизводим в этой коллекции не только новоторжский женский наряд: он ещё мало изучен, впереди большой пласт работы. Мы воплощаем в жизнь тот облик старинного русского костюма, который зафиксировал живописец, в какой-то мере продолжаем его дело сохранения представлений о красоте, — комментирует искусствовед, исследователь традиционного костюма, куратор выставки Андрей Боровский.
Посетителями экспозиции представлены акварели Фёдора Солнцева , а также скрупулезно воспроизведенные по ним исторические наряды. Они созданы золотыми руками дизайнера Марии Рыбаковой и её команды.
— 12 костюмов, которые мы сшили до этого проекта — это куда больше, чем 12 вещей . Старинный женский костюм состоит из шести, семи, а то и десяти предметов: сарафан, рубаха( а иногда под неё одевалась ещё и нижняя рубаха), душегрея, передник, головной убор, платок, аксессуары.. Когда мы соприкасаемся с историческим костюмом, мы стараемся действовать по принципу максимальной достоверности. И потому очень многое сделано вручную. Мы также использовали натуральные материалы, которые были в ходу в России 19 века, — рассказывает Мария Рыбакова.
Она делится: в создании этих произведений искусства принимали участие ремесленники и реконструкторы со всей России. Они изготовили аутентичные пуговицы, пряжки, прекрасные подвязи из бисера и жемчуга.
Также в Гостинице Пожарских представлены редкости из частных коллекций Андрея Боровского и Любови Алиповой, экспонаты из фондов музея Государственного академического Малого театра России. Ведь работы Фёдора Солнцева более ста лет служат «пособием» для создания театральных костюмов и сценического реквизита.
— Вот эта душегрея хранится в театре с 1858 года. Видите, соответствующая надпись сделана чернилами с изнанки. Душегрея пошита точно так же, как и предоставленные в соседнем зале реконструкции, можно видеть те же техники создания складок, крепления пуговиц. Театральные костюмы часто перешивают, под разные спектакли, образы и даже разных артистов . Но эта душегрея не перешивалась, она осталась неизменной. А вот эта юбка раньше была сарафаном. Лучше всех сохранился этот шугай ( род тёплой кофты на меху) из спектакля «За право и правду» 1892 года. Этот спектакль шёл всего дважды, поэтому шугай в прекрасном состоянии. А вот костюмы, которые были задействованы в популярных спектаклях, изнашиваются куда сильнее, — поясняет старший научный сотрудник вещевого фонда Музея Государственного академического Малого театра России Полина Буховец.
Главная задача программы «Россия в узорах» — перенести старинные традиции в современность и в будущее. В рамках проекта поучаствовать в поиске путей для этого предложили начинающим художникам. Воспитанники школы Марины Пугаевой «Мастер и я» представили вниманию зрителей эскизы молодежной коллекции, которую можно создать по мотивам старинного новоторжского костюма и носить уже сегодня. Мария Рыбакова и ее команда готовы эту коллекцию сшить.
— Адаптация традиций в современном мире – это всегда совместный труд разных поколений, — отметила Юлия Купина.
— Надеюсь, это только начало, и в обозримом будущем этот проект выйдет на улицы города и перерастет в фестиваль, — поделилась планами Ирина Жукова.







































































































