ВИЭМ отметил «Ночь музеев» разнообразной программой
17 мая в России проходит традиционная Ночь музеев, которая ежегодно проводится под эгидой Министерства культуры РФ. Тема этого года — «Герои». На мероприятиях во Всероссийском историко-этнографическом музеев тема героев раскрывается множеством граней. Это и мужественный защитник родного города, и талантливый художник, прославивший малую родину, и архитектор, создававший её красоту.
А в этом году Ночь музеев совпала с Львовской неделей — чередой мероприятий, посвящённых сохранению наследия Николая Александровича Львова, 277 лет со дня рождения которого мы отмечали 15 мая.
Закономерно, что Николай Львов и стал одним из героев, о котором шла речь в Ночь музеев. В Гостинице Пожарских прошла лекция историка-исследователя Ирины Бочкарёвой «О портретах Львова».
«Лицо Львова отражает сам образ эпохи просвещения, в котором читается работа мысли и движения души», — отмечает Ирина Александровна.
Она познакомила аудиторию с портретами Николая Львова разных лет, которые хранятся в различных музеях России, включая Русский музей и Третьяковскую галерею, кисти Боровиковского, Левицкого. По этим картинам можно отследить события жизни гения.
Рассматривался портрет юного Львова, предположительно, заказанный для возлюбленной Марии Дьяковой в период их тайного брака. А вот Николай Львов с циркулем в руке. Вот парные портреты супругов (пять колосков в руке Марии символизируют пятерых детей, которые родились у супружеской четы). Этот портрет датируется 1794 — тяжёлый год для семейства Львовых. После рождения младшей дочери Мария Алексеевна тяжело болела, а сам Николай Александрович сломал ключицу и с трудом мог работать. Но кисть Владимира Боровиковского запечатлела: любовь преодолевает все.
С этой темой связаны и настоящие культурологические детективы. Например, установление личностей на загадочном портрете неизвестной семьи кисти неизвестного автора. Те, кто знаком с портретами Николая Львова и его супруги, замечают определённое сходство. Но ряд исследователей убежден, что на этом портрете не может быть изображена семья Львовых. Картина написана с нарушением пропорций, все фигуры смотрят в разные стороны — не похоже на кисть мастера. Мог ли Львов допустить, чтобы его семью писал не профессионал? Да и облик главы семейства, человека средних лет в халате, разительно отличается от привычных нам портретов Львова — моложавого, с изящными чертами, одухотворенным лицом, огнём в глазах.
Но, по мнению Ирины Александровны, эти нюансы вполне объяснимы.
«Крайне редко семейные портреты включали в себя больше трёх фигур. А написать портрет семерых человек, из которых пятеро детей, которым сложно усидеть на месте, а один вообще младенец — сверхзадача для художника», — говорит исследователь.
Этим может объясняться и разобщенность фигур (возможно, некоторые члены семьи не позировали, их вписали потом). И усталый вид главы семьи: этот портрет написан как раз в тяжёлый для Львовых период после рождения младшей дочери. Сломанная рука вполне объясняет небрежно накинутый халат, а от тревоги за жену архитектор, как он и сам писал, «за год постарел на десять лет». Так что очень вероятно, что история портретов знаменитого архитектора и его родных принесёт нам ещё много новых открытий.
Тема живописи продолжена на выставке-сушке «Торжок непокорённый». Талантливые новоторы — подростки представили работы, посвящённые героизму новоторов в годы Великой Отечественной войны.










