Выставка «Высшая проба. Золотное шитьё в кино» открылась в Доме России

21 ноября в Доме России в городе Торжке открылась совместная выставка «Высшая проба. Золотное шитьё в кино» Всероссийского историко-этнографического музея и Государственного центрального музея кино. На примере фондовых предметов двух музеев выставка рассказывает о технологии и истории промысла, а также его отражении в кинематографе.

История Торжка тесно связана с историей кино и золотошвейным промыслом. Старинный Торжок является одним из любимых городов у кинематографистов в России. Новоторжские пейзажи появляются на большом экране чуть ли не с первых лет развития этого искусства. Торжокские мастера золотного шитья неоднократно принимали заказы на пошив одежды для киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм», а также для многочисленных театральных постановок. На золотошвейной фабрике в Торжке были выполнены мундиры и костюмы к фильмам «Анна Каренина», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил, «Война и мир», «Звезда пленительного счастья», «Посол Советского Союза» и др. Выставка наглядно повествует, как золотая нить Торжка вплелась в сценарии любимых фильмов.

— Мы не первый раз проводим выставки, связанные и с золотным шитьем, и с темой кинематографа. Такие выставки позволяют гордиться красотой нашего старинного города, и стараемся, чтобы это ощущение передалось и гостям Торжка, и зрителям русского кино. Сотрудничество с Музеем кино позволяет открыть новую грань старинного искусства, — отметила директор ВИЭМ Ирина Жукова.

— Золотное шитье появляется на экране обычно в кульминационные моменты сюжета. Встреча на балу, смотр войск, приём у императрицы… Конечно, фильмы, в которых оно используется, преимущественно исторического профиля. Один из залов посвящен работе над фильмом «Русский бунт», по мотивам пушкинской «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». Здесь можно увидеть редкие эскизы, проследить, как художник прорабатывает образ персонажа, примеряет его на актёра, погружается в эпоху, — рассказывает Светлана Кирьянова, главный хранитель фондов Музея кино.

Светлана Кирьянова поделилась секретами реставрации кинокостюмов. Подчеркнула, насколько важна историческая точность: любые упущения сразу будут замечены критиками. Но при этом не каждый роскошный мундир или бальное платье, сияющие на экране, действительно расшиты по старинной технологии. Иногда используется имитация. Ведь актёр зачастую проводит в сценическом наряде целый день, поэтому важно сделать костюм лёгким и удобным для многочасовой работы. Тогда художник использует галун, золоченый шнур и другие материалы. Но, безусловно, и в основе таких решений — скрупулезное изучение исторических образцов.
Среди жемчужин экспозиции — камергерский мундир Алексея Каренина, парадная форма Вронского и костюмы из фильма «Сибирский цирюльник».

Всего же на выставке представлен 41 экспонат из фондов Центрального музея кино, а также уникальные образцы золотного шитья из фондов ВИЭМ.

Выставка продлится до 23 февраля 2025 г.