Заглядывая вглубь веков: как раскопки на центральной площади Торжка переписали его историю
Руководитель работ поделилась с журналистом портала Tverigrad.ru итогами исследований.
Девять месяцев напряжённого труда, свыше тысячи артефактов и вовлеченность двухсот горожан – совместная археологическая экспедиция ИА РАН и ВИЭМ на площади 9 января в Торжке стала масштабным научным проектом перед реновацией площади в рамках проекта «Переосмысление».
Раскопки, начатые в сентябре 2024 года, продолжались всю зиму и весну, а завершились 25 марта этого года переходом в режим археологических наблюдений за оставшимися незначительными траншеями.

Руководитель работ, специалист института археологии РАН, зав. отделением археологии ВИЭМ г. Торжка Наталья Сарафанова поделилась с корреспондентом портала Tverigrad.ru итогами исследований, серьёзно изменивших понимание прошлого древнего города.
Проект «Переосмысление»
До начала археологических работ площадь 9 января оставалась «белым пятном» в летописи города. Известно было лишь о кузнечной мастерской XIII века, которая некогда располагалась у памятника Львову, и о береговом вале.
Проект «Переосмысление», который реализуется в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» президентского национального проекта «Жилье и городская среда», а также Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, предполагал археологические раскопки перед его реализацией. И эти работы позволили взглянуть вглубь веков истории города. Важно, что археологические работы поддержала городская администрация города, проводились они при содействии застройщиков и проектировщиков. Раскопки велись даже в морозы.
– Археология изучает открытий источник, а у нас источником знаний об истории города является наша земля, – поясняет Наталья Сарафанова. – Когда происходит разрушение земли в Торжке или любом другом месте, где есть памятник археологии Древней Руси, я всегда выступаю против этого. Это все равно, что взять единственную сохранившуюся летопись и сжечь её.
Река, переписывающая карту
Самой неожиданной сенсацией стало открытие истинного русла реки Навнаги. Все исторические планы XVIII-XIX веков указывали на её иное расположение. Когда археологи сделали траншею вдоль здания, где находился один из банков, они столкнулись с влажным слоем земли и заполняющей траншею водой. Тогда археологи вновь углубились в карты. Они выявили двойной план 1825 года, на котором река протекала именно так, как показали раскопки. Оказалось, что до перепланировки площади в 1777 году ландшафт был совершенно иным. Рядом с руслом прекрасно сохранился мощный сруб высотой около 1,5 метров (возможно, это опора моста – «бык», – отмечает собеседница).

От лаптей до серебра
Археолог уверена: площадь веками была оживленным центром городской жизни и торговли. Вдоль берега Навнаги археологи раскрыли торговые ряды XVIII века. В одной лавке, к примеру, найдены десятки лаптей и даже сумка из бересты, заготовки для плетения, а еще множество монет, видимо, закатившихся под половицы. В другой – партии новой посуды (миски, тарелки, чашки), явно предназначенной для продажи.
Археологи нашли 178 монет – от редчайшей новоторки (местные деньги начала XV века), тверских пул и до монет Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины II и Павла I. Одна из монет, отчеканенная в 1801 году, помогла точно датировать булыжную мостовую началом XIX века.
Летописи не врут
Самые драматичные находки связаны с трагическими событиями 1372 года – нашествием тверского князя Михаила Александровича, о жестокости которого сообщали летописи. Археология предоставила вещественные доказательства реальности тех событий: три погребения, обнаруженные прямо на территории усадьбы. Люди были похоронены в гробах рядом с постройкой, не на кладбище, как положено, но без видимых следов насилия. Наталья Сарафанова связывает это с чрезвычайной ситуацией: людей хоронили наспех, сразу после смерти. Эти находки перекликаются с другими, обнаруженными двумя годами ранее у Входоиерусалимской церкви: в двух погребениях жертвы (женщина с пробитым горлом и мужчина с разрубленным подбородком) были явно убиты, а их гробы засыпаны известью на мостовой – вероятно, для предотвращения эпидемии в условиях массовой гибели людей.
– Раскопки поставили точку в событиях 1372 года: летописи не врали. Это был погром, где жертв хоронили, не на кладбище, а на месте гибели, – подытожила собеседница.
От украшений до печатей
Среди более чем 1000 найденных артефактов особую ценность представляют 10 вислых печатей. Среди них – символы власти новгородских и новоторжских архиепископов (владычные наместники), а также загадочный экземпляр с «нечитаемым» штампом, предположительно, посадническая печать. Точнее скажут позже эксперты. Наличие печатей – яркое свидетельство административной значимости этого места в средневековом городе и подтверждение существования торга здесь, на центральной площади, с древних времён.
Не менее ценен стеклянный бирюзовый браслет конца XII – начала XIII века. Это украшение говорило о достатке и вкусе жительниц домонгольского Торжка.
Интерес вызвали и другие найденные украшения: серьги, перстень с орнаментом и др.


Множество предметов быта – ключи, ножи, глиняная посуда, писала (инструменты для письма) – рисуют картину повседневной жизни обычных горожан. Интересно полное отсутствие оружия на основной площади.
– Лишь у Торговых рядов, в рамках работ по другому проекту, мы нашли накладку от колчана XIV века. Видимо, лавки оружейников были в другом месте, — отмечает Наталья Алексеевна.
К слову, не менее интересные находки нашли и в раскопе у Входоиерусалимской церкви. Среди артефактов – печать Александра Невского (датируемую временем до Ледового побоища) и следы сильных пожаров.

Видеоконтент
Уникальность раскопок на площади 9 Января заключалась и в том, что в этой работе – помимо профессиональных команд археологов из Института археологии Российской Академии наук, Всероссийского историко-этнографического музея, а также студентов нескольких вузов – смогли принять участие практические все желающие. За 9 месяцев на площади поработали более 200 человек: от школьников и студентов до волонтёров всех возрастов, включая семьи с маленькими детьми.
Наталья Сарафанова сама уже 30 лет старается привлечь к этой работе подростков: ребята начинают осознавать ценность изучения и сохранения истории малой родины, а заодно получают первый трудовой опыт. На раскопки приходили даже дети тех, кто когда-то подростком получал первый опыт археологических раскопок.
Наталья умело использовала еще один инструмент для привлечения горожан и гостей города к изучению истории древнего города: с начала археологических раскопок начала записывать видеоролики о ходе раскопок и найденных находках. Поначалу она не планировала запускать видеоконтент.
– Многие подходили, задавали многочисленные вопросы, на объяснение каждых уходило много времени. Тогда появились видео, в которых я рассказывала о ходе археологических работ и о том, что удалось найти. Видео быстро стали популярными: просмотры доходили до 70 тысяч. И те, кто просматривал их, тоже были частью нашей команды. Эта поддержка общественности для нас очень важна. Так что копали не только мы – копал весь город, – с улыбкой добавляет археолог

Между прошлым и будущим
Кстати, насчёт новых технологий. Благодаря 3D сканированию, которое археологи проводили параллельно с земляными раскопками, будет полностью восстановлена модель древнего города, и у местных жителей, как и гостей города, появится возможность увидеть Торжок таким, каким он был несколько столетий назад.
Что касается судьбы найденных многочисленных артефактов, то, как пояснила археолог, все находки с площади 9 января сначала пройдут экспертизу у специалистов, часть керамики отреставрируют. Все артефакты затем будут переданы в ВИЭМ. Наталья Сарафанова считает, что они должны быть выставлены для ознакомления в музее родного города.
Раскопки на площади 9 января доказали: Торжок имеет богатейшую историю, которая была «написана» в культурном слое земли. Но его летопись не закончена. Последующие раскопки – а они продолжаются и в других частях города – помогут наконец-то лучше узнать его прошлое, которое является неотъемлемой частью настоящего, и без которого не может быть будущего.
Источник: Tverigrad