Коклюшечное кружево в фонде ВИЭМ
В числе разнообразных коллекций Всероссийского историко-этно-графического музея имеется фонд тканевых источников, включающий коллекции «Вышивка», «Обувь, кожа», «Одежда», «Кружево, трикотаж», «Изделия из ткани». В состав фонда входят в основном ткани русского производства XVIII – XXI веков (льняные, крапивные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные и синтетические) как в образцах, так и некоторых типах предметов из них (постельное и столовое белье, узорное ткачество платки, ленты), русский народный костюм, городской костюм, включая головные уборы, обувь и такие аксессуары, как сумки, пояса, зонты, и прочее, военная и гражданская униформа XIX – XX веков, произведения прикладного искусства, включающие коллекцию вышивки, особо значимую часть которой составляют произведения золотного шитья XVIII – ХХ веков, предметы из кожи и бисера. Больше тридцати процентов всего фонда тканевых источников составляет коллекция «Кружево и трикотаж», включающая плетёное и тамбурное кружево XIX – XX веков.
Кружевницы, создавая изделия, вкладывают в кружево не только ма-стерство своих рук, но и всю теплоту и глубину женской души. Это и наша история, наши корни. Развиваясь одновременно с другими видами искус-ств, кружево кроме чисто бытового назначения обрело и вторую, не менее важную функцию – способствовать формированию и развитию художественного вкуса людей, пробуждать их творческую активность.
В древнерусском быту под словом «кружево» понимали самые раз-ные отделки, которыми обрамляли по краю одежду или какие-либо изде-лия. Они могли быть шитые, тканые, выполненные из тесьмы, низанные жемчугом или плетёные из нитей. Только с течением времени слово «кру-жево» укрепилось за ажурными изделиями из ниток, не имеющими тканой основы.
Кружево бывает вязаное на спицах или крючком (тамбурное), шитое иголкой, плетёное в технике макраме, плетёное челночком (фриволите) или на коклюшках. Именно о коклюшечном кружеве сейчас и пойдёт речь.
Плетёное кружево изготавливается в основном двух видов: сцепное (когда путём соединения различных элементов выплетаются большие изделия – от салфеток до блуз, пелерин и платьев) и мерное (или численное), когда изготовляется длинная полоса относительно неширокого кружева для отделки одежды или предметов интерьера.
Плетение выполняется на туго набитом валике (подушке), установленном на подставке так, чтобы плетее было удобно (ловко, прямо) сидеть и работать, и осуществляется при помощи коклюшек – маленьких шпулек с длинной ручкой.
Коклюшки обычно делают из дерева. При работе с больших количеством коклюшек раздаётся легкий перезвон от ударов коклюшек друг от друга.
На коклюшки наматываются нитки, обычно коклюшки используются парами. В крупных изделиях применяется одновременно до восьмисот пар, то есть до тысячи шестисот коклюшек.
Нити, идущие от коклюшек, придерживаются на валике металлическими булавками. Булавками же закрепляется на валике сколок – рисунок, перенесённый для плетения на бумагу. Булавок при плетении даже простых численных кружев требуется большое количество, поэтому начало плетения коклюшечных кружев и связывают с развитием производства металлических булавок
Крупные и штучные изделия, а также мотивы выплетаются сцепной техникой плетения. В сцепной технике, как и в многопарной, применяются полотнянка, плетешки и насновки (в основном зерновидные, реже квадратные), сетка и решётки.
Сцепное кружево состоит из двух частей: основного узора и решёток. Формы основного узора образуются непрерывно изгибающейся тесьмой, выполненной плотным плетением: полотнянкой или сеткой. Изгибы тесьмы называются вилюшками. Узоры сцепного кружева разнообразны.
Плетение сцепного кружева основано на сцеплениях: петелек по краям полонянки при соединении вилюшек, решёток в процессе их плетения и решёток, соединённых с основным узором. Места соединения петелек называются сцепками. Сцепки выполняются при помощи тонкого вязального (тамбурного) крючка.
Сцепное кружево выплетается частями: в зависимости от узора в од-них случаях сначала выплетаются вилюшки, в других – решётки. Плетут сцепное кружево небольшим количеством пар, которое может меняться в процессе плетения.
Парной или многопарной техникой плетения выплетается кружево мерное (или численное), когда изготовляется длинная полоса относительно неширокого кружева для отделки одежды или предметов интерьера. Название кружева «парное» (или «многопарное») происходит оттого, что этот вид кружева выплетается многими парами коклюшек.
Парное кружево может иметь следующие формы: прошва, край и аграмант. У прошвы обе кромки ровные; край имеет одну кромку ровную, а другую зубчатую; у аграманта обе кромки зубчатые.
Основной узор располагается в центральной части кружева и состоит из простейших геометрических фигур разной плотности плетения, данных в ритмическом чередовании.
Для придания выразительности рисунку, для подчёркивания основ-ной линии орнамента при плетении кружева часто используется приём, именуемый «скань» – виток из ниток другой толщины или фактуры, чем основные нитки кружева. Чаще всего скань выплетается в середине полосы полотнянки.
Плетёное кружево существует как самостоятельное изделие и как де-таль украшения предметов одежды и интерьера.

Шарф плетёный. XIX век. Россия 
Образец кружева плетёного. Начало XX века. Россия. 
Косынка плетеная. XIX век. Россия. 
Косынка кружевная.1930-е годы. Выполнена в Торжке, в семье М. Г. Елагиной. 
Образец кружева плетёного. 1950-е годы. Торжок. 
Образец кружева плетёного.1950-е годы. Торжок. 
Образец кружева плетёного. 1950-е годы. Торжок. 
Образец кружева плетёного.1970-е годы. Торжок 
Образец кружева плетёного.1970-е годы. Торжок 
Образец кружева плетёного.1970-е годы. Торжок 
Образец кружева плетёного.1970-е годы. Торжок 
Образец кружева плетёного. 1970-е годы. Торжок 
2002 г. Торжок. Работа Ворониной Веры Ивановны (1936–2008). 
Кукла сувенирная. 2000 г. Торжок. Работа Ворониной Веры Ивановны (1936 – 2008). 
Образец кружева плетёного. Середина XX века. Торжок. Работа Веры Николаевны Афанасьевой. 
Кружево плетёное в виде рамки. Начало XX века. Россия. 
Кружево для подзора. XIX век. Деревня Малая Киселёнка Торжокского района. 
Вставка кружевная – медальон «Овал». Середина XX века. Торжок. 
Вставка кружевная – медальон «Капля». Середина XX века. Торжок. 
Вставка кружевная – медальон «Треугольник». Середина XX века. Торжок. 
Вставка кружевная – медальон «Уголок с кругом в центре». Середина XX века. Торжок. 
Вставка кружевная – медальон «Розетка восьмилепестковая». Середина XX века. Торжок. 
Вставка кружевная – медальон «Квадратик». Середина XX века. Торжок. 
Вставка кружевная – медальон «Квадрат с крестом». Середина XX века. Торжок. 
Вставка кружевная – медальон «Квадрат с розеткой». Середина XX века. Торжок. 
Вставка кружевная – медальон «Квадрат с девятью звёздочками». Середина XX века. Торжок. 
Вставка кружевная – медальон «Квадрат с кольцами». Середина XX века. Торжок. 
Кружево-край коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-край коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-край коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-край коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-прошва коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-прошва коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-прошва коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-прошва коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-прошва коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-прошва коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-прошва коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-прошва коклюшечное. Середина XX века. Торжок. 
Кружево-край. Начало XX века. Торжок. 
Образец кружева плетёного. 1920-е годы. Торжок. 
Кружево-край плетёное. Начало XX века. Торжок. 
Кружево-край плетёное. Начало XX века. Торжок. 
Кружево-прошва плетёное. Первая треть XX века. Торжок. Выполнено в семье Новосельцевых. 
Кружево-край. Начало XX века. Торжок. 
Кружево-прошва. Начало XX века. Торжок. 
Образец кружева плетёного.1970-е годы. Торжок 
Образец кружева плетёного.1970-е годы. Торжок 
Образец кружева плетёного.1970-е годы. Торжок. 
Воротничок кружевной. Середина XX века. Торжок. 
Кружево плетёное. Начало XX века. Торжок. 
Воротничок кружевной. Первая половина XX века. Россия. 
Кружево для подзора. 19 век. Деревня Малая Киселёнка Торжокского района. 
Полотенце домотканое. Из дома священника Страхова И.А., работа Марфы Фёдоровны Талагаевой. 
Полотенце домотканое. 1890-е годы. Деревня Новгородское Новоторжского уезда. Работа Александры Ивановны Сизовой, деревня Новгородское Новоторжского уезда. 
Полотенце домотканое — фрагмент. Первая половина 20 века. Торжок. 
Салфетка. Первая половина XX века. Деревня Толмачи Торжокского района. 
Скатерть. 1920-е годы. Торжок.
Работа Букашкиной Марии Ивановны, Торжок.
Салфетка. 1960-е годы. Торжок
Поступила в ТКМ от первого директора профтехшколы золотного шитья Хилевской Клавдии Васильевны (1875 – 1963)
Салфетка «розетка» кружевная красно-белая. Середина 20 века. Торжок.
Работа Веры Николаевны Афанасьевой, потомственной кружевницы.
Салфетка кружевная. 1930-е годы. Торжок.
Нитки х/б. Плетение на коклюшках, пошив ручной.
Выполнена в Торжке, в семье М.Г. Елагиной.
Подзор с плетёным кружевом. Первая половина 20 века. Торжок. 
Занавеска на спинку кровати. Начало XX века. Торжок. 
Подзор с прошвой и краем. 20 век. Торжок.
Нить х/б. Плетение на коклюшках. Многопарная техника плетения.
Из дома священника Страхова И.А., работа Марфы Фёдоровны Талагаевой.
Занавеска-ламбрекен.1950-е годы. Торжок 
Чехол на спинку дивана. 1950-е годы. Торжок 
Подзор.1950-е годы. Торжок 
Подзор.1950-е годы. Торжок 
Воротничок женский. Начало XX века. Россия. 
Воротничок женский. Начало XX века. Россия. 
Воротничок детский. Начало XX века. Россия. 
Воротничок женский. Начало XX века. Россия. 
Воротничок женский. Начало XX века. Россия. 
Воротничок. Начало XX века. Россия. 
Воротничок женский. Вторая половина XX века. Россия. 
Воротничок женский. Вторая половина XX века. Россия. 
Рубаха мужская.1910-е годы. Торжок. 
Блузка детская. Начало XX века. Россия. 
Рубашка женская. Начало XX века. Торжок. 
Панталоны женские. Начало XX века. Торжок. 
Чепчик женский. Начало XX века. Торжок. 
Лифчик женский. 1920-е годы. Торжок. 
Лифчик. Начало XX века. Санкт-Петербург. 
Блузка женская.1920-30-е годы. Торжок. 
Манишка дамская. 1900-е годы. Россия. 
Болван с коклюшками для плетения кружев. 1950-е годы. Торжок.
Работа Марии Ивановны Букашкиной.