Очелье головного убора (фрагменты), XII век

История древнейшего на Руси Борисоглебского монастыря, основанного преподобным Ефремом Новоторжским, таит немало тайн и загадок. Некоторые ее страницы удается приоткрыть благодаря интересным археологическим находкам.

История находки
В 1989 году в ходе исследования погребений в соборе Борисоглебского монастыря (раскопки П. Д. Малыгина и А. М. Салимова), предположительно в мужском погребении, датируемом XII веком, была выявлена уникальная находка – несколько фрагментов ткани с золотной вышивкой, условно названные очельем.
Техника, в которой выполнена вышивка на атласном шелке, ее стилистические особенности, а также возможное происхождение предмета описаны художником-реставратором Н.С. Беренштейн и историком П.Д. Малыгиным.
Два из найденных фрагментов представляют шелковую атласную ленту бурого цвета с фрагментами вышивки прядеными золотными и шелковыми нитями.
В орнаменте повторяются изображения пятилепестковых ростков (кринов), обрисованных кругами, с полукрестами между ними:

На одном фрагменте слева орнамент завершает круг с изображением птички:

Еще один найденный фрагмент имеет орнамент, аналогичный первым двум, – пятилепестковый росток в круге:

Три фрагмента меньшего размера, более светлые и еще более ветхие, имеют иной растительный орнамент, но были отнесены исследователями к этому же очелью:

Открытым остался вопрос о предназначении предмета – возможно, очелье украшало кайму головного убора или это была погребальная лента.
Вариант реконструкции (рис. Е.К. Колесниченко):

Реставрация
Состояние памятника крайне ветхое, что свойственно тканям из погребений, так как они подвергаются значительному органическому тлену. Шелк, золотные нити – очень хрупкий материал, требующий специальных условий хранения.
Несколько лет фрагменты очелья хранились в фондах ВИЭМ и экспонировались под стеклом при щадящем световом режиме на выставке «История Борисоглебского монастыря» («Странноприимный дом», ул. Старицкая, д. 7).
В 2014 году удалось передать предмет на реставрацию в Москву, в Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Работы по консервации и реставрации уникального памятника выполнила реставратор высшей категории Наталья Павловна Синицына – ведущий специалист в области реставрации археологических тканей и кожи, заведующая сектором реставрации текстиля.

На момент передачи памятника было отмечено, что ткань, при столь значительном «возрасте» и утратах, достаточно пластична, скорее всего, благодаря работе реставратора Н.С. Беренштейн, проводившей первичную обработку выявленных остатков ткани непосредственно на черепе погребенного.
Реставрация очелья включала в себя обработку (очистку) и консервацию фрагментов и проводилась по разработанной Н.П. Синицыной методике, позволяющей исключить использование агрессивных химических веществ и максимально снизить риск разрушения угасающей ткани. Для ее укрепления использовалась методика дублирования на натуральную шелковую ткань (тонированный газ) с помощью специального клея. Дублирование на прозрачный шелк позволяет не только зафиксировать хрупкую ткань, но и в деталях рассмотреть как лицевую, так и оборотную сторону ткани, что очень важно при оценке состояния предмета и его изучении. Для хранения и экспонирования очелье оформлено в паспарту из специального бескислотного картона. Все работы выполнены Натальей Павловной безвозмездно.

В процессе реставрации подтвердились технико-технологические данные по ткани и вышивке и, что не менее важно, датировка. По сообщению Н. П. Синицыной, фрагмент ткани с подобным вышитым орнаментом, выполненным золотными нитями и датируемый XII веком, был выявлен А. Л. Монгайтом в 1946 г. при раскопках в Рязани и описан Л. И. Якуниной в статье «Фрагменты тканей из Старой Рязани». Кроме того, по мнению реставратора, рассматриваемый нами предмет, – это очелье женского головного убора, так называемого волосника, принадлежавшего знатной женщине, погребенной на территории собора Борисоглебского монастыря в XII веке.
Работа над очельем продолжалась несколько месяцев, результат – прекрасно оформленный уникальный экспонат, возраст которого – более восьмисот лет!