Двести птиц для Льва Мея: в день рождения поэта «Дом России» приглашает на экскурсию по выставке.

25 февраля 1822 года родился Лев Александрович Мей – русский поэт, драматург, переводчик. В экспозиционном отделе «Дом Россия» с начала года работает выставка «Двести птиц для Льва Мея». Несмотря на то, что экспозиция расположилась всего в одном зале, ее создателям удалось раскрыть все грани таланта поэта, собрать интересные экспонаты. Благодаря этому маленький зал купеческого особняка превратился в одну из комнат в доме Санкт-Петербурга, где летали птицы и родились самые уникальные произведения Мея. Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения поэта. В день рождения поэта приглашаем на экскурсию по выставке, где вы узнаете о его жизни и творчестве, а также знакомим со статьей доктора филологических наук С. Ю. Артемовой.

Поэт середины «золотого» XIX века… Поэт, проживший всего 40 лет… Поэт, злоупотреблявший алкоголем… Казалось бы, сколько поэтических и непоэтичных штампов на одну судьбу! Но в каждой судьбе большого поэта найдется пустяк, деталька, рычажок, зацепившись за который, видишь вдруг не штамп, а индивидуальность, не схему, а историю. Такой деталью биографии и творчества Льва Мея может стать образ птицы, в русской литературной традиции прочно ассоциирующийся со свободой и беззаботностью.

Биограф поэта П. В. Быков писал: «Мей … жил птицею небесною; днём бегал по редакциям и по приятелям, чтобы раздобыть каких-нибудь 5–10 рублей, а вечером звал гостей и в задушевной беседе, в горячих спорах об искусстве, отводил душу, забывал всю тяжесть своего положения». Такой моцартианский тип творца был чрезвычайно распространен среди романтиков.

Но даже на этом фоне образ Мея стоит особняком: «…Сколько раз он подбирал и выхаживал бездомных животных, которым грозила гибель! Спасённый щенок таращил глаза и вздрагивал: над его головой то и дело вспархивали птицы. В комнате стояло несколько ёлок, на ветках висели открытые клетки – их обитатели пользовались свободой… Мея недаром называли «добрейшим из добрейших». Он никогда не отказывал в помощи человеку, попавшему в беду. С готовностью шёл хлопотать за начинающего писателя. Отдавал последние деньги журналисту-неудачнику, у которого заболели дети. А самому в это время было не на что купить дров – от этого лютого холода дома в кормушках у птиц замерзала вода».

Характеристики Мея-человека передавались и Мею-автору, его лирический герой видит птиц не только в качестве поэтической аллегории, но и в качестве важнейшего обитателя художественного мира. С. В. Максимов писал в своих воспоминаниях о Мее: «Пусть кричат птицы в клетках и мешают беседе, пусть снуёт под ногами шаршавая собачонка, — поэт любил природу и питал нежные чувства ко всем её созданиям». 

Но это и отражение поэтического кредо. Поэт говорит о птицах, выражая себя:

…веселей

Жить на воле, петь на воле

С красных зорек до ночей… («Малиновке»).

Песня не может быть несвободной, вспомним и «Узника» Пушкина с его восклицанием «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора!». И у Мея появляется прямая поэтическая формула: «у песни есть сестра — свобода» («Канарейка»).

Окружающий поэта мир также предстает летучим, с небом и птицами-обитателями:

Тучки разлетелись, словно птицы в гнезды;

Бисером перловым высыпали звезды… («Русалка»).

Да и сама жизнь человеческая, по Мею, нуждается в воплощении в слове, в повторении, в магическом камлании, чтобы не исчезнуть бесследно:

всех горячка унесла…

Но нет, не всех: осталася улика,

Что был народ какой-то, что была

Когда-то жизнь и здесь…

Над водопадом,

На выступе гранитных скал, сидит

Седой ара и с потускневшим взглядом

На языке утраченном кричит

Какие-то слова… («Арашка»).

Всё уходит, остаются слова-улики.

На выставке представлено множество редких изданий, портреты поэта, партитуры и гравюры, ведется рассказ о том, что постоянно ускользает, остается неназванным, летучим, магически-внесловесным. Малиновка, зяблик, голубица, лебедушка, соловейка-соловей и перепел крикливый, синица и снегирь, попугай и канарейка… «Птичка божия не знает…» Увы, знает. Но, как написал Эдуард Багрицкий в «Птицелове»:

Марта, Марта, надо ль плакать,

Если Дидель ходит в поле,

Если Дидель свищет птицам

И смеется невзначай?

Доктор филологических наук, доцент кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета

Светлана Юрьевна Артёмова