Лесковский Левша и хранители истории: музейная конференция в Торжке завершилась фестивалем

фото: Маргарита Васильева/Директор ВИЭМ Ирина Жукова обсуждает с директором тургеневского музея в Орле Верой Ефремовой, как оживить экскурсии литературными сюжетами

Гости из  разных городов России приехали в Торжок, навестили Екатерину Бакунину, встретились с Толстым и поговорили о Тургеневе. Нет, это не в XIX веке происходило, а на прошлой неделе. В Торжке состоялась  II Всероссийская научно-практическая конференция «Образование, интегрированное в культуру. Музейный практикум».

Участие в ней приняли сотрудники музеев, увлеченные исследователи, во многом живущие жизнью своих героев.  Всероссийский историко-этнографический музей принимал коллег  из 16 учреждений культуры Брянска, Белгорода, Москвы, Орла, Великого Новгорода и Тулы.

И им было о чем поговорить: ведь в старинных русских городах с большой историей музеи становятся в какой-то мере «градообразующими предприятиями», и не только в культурной сфере. Как не единожды отмечал губернатор Тверской области Игорь Руденя, туризм – это один из способов сделать территорию привлекательной и новые возможности для развития.

– Традиционно мы проводим две масштабные всероссийские  конференции в год, – рассказывает директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова. – Это Лихачевские чтения, а теперь и музейный практикум. В первый раз, год назад, он прошел онлайн из-за ковидных ограничений, а сегодня мы работаем в смешанном формате. Можем виртуально «побродить» по залам дружественных музеев, а потом обсудить массу интересных находок и методик в личном общении с коллегами. И не случайно мы говорим в первую очередь об образовании: ведь главная задача музеев – именно просветительская, образовательная. Мы должны нести знания.

Потому главную тему встречи обозначили как «роль библиотек в музейной деятельности». Ведь библиотека  – это самый значимый просветительский ресурс.

Специальным гостем конференции стал Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева. Орел с полным правом носит имя третьей, после Москвы и Петербурга, литературной столицы России, с этой землей связаны имена Тургенева, Фета, Тютчева, Пришвина,  Бунина, Лескова.

Магия литературных сюжетов

И вот уже онлайн и офлайн идет обсуждение литературных сюжетов: как интересно их можно обыграть в музеях!  Верхневолжье, кстати, может щедро поделиться опытом в этой сфере, литературная нить у нас органично вплетается в любой туристический  маршрут.

Участники конференции  в этом убедились. Они посетили Поведское поречье, где в имении Бакуниных гостили Толстой и Тургенев. Не могли не вспомнить Островского, который в купеческом быте Верхневолжья подглядел колорит своих пьес. И особенно сильно впечатлил гостей  тур «Пять чудных мгновений для Анны».

– Пушкинская муза, Анна Керн, родилась в Орловской губернии, а упокоилась в тверской земле, – замечает Вера Ефремова, директор Орловского объединенного литературного государственного музея И. С. Тургенева. – Ее судьба – одна из ниточек, что связывают наши регионы.  И пройти вместе с Анной самые значимые моменты ее жизни,  побывать в местах, где она была счастлива, и все это под магию пушкинских стихов…удивительно. Невероятное ощущение, когда любовь соединяется с великими словами.

Имя художника

– На этой конференции мы вспомним еще одно имя, которое известно в Орле, но, к сожалению, почти забылось в Торжке, – говорит Ирина Жукова. И приглашает в зал, где уже начинается обсуждение нового выставочного проекта.

На столе, покрытом зеленым сукном, как пасьянс, разложены письма и рисунки. Это наследие художника Ивана Митрофанова. Он долго жил в Орле, где, по словам Веры Ефремовой, в него «просто влюблены».

А родился Иван Михайлович в Тверской губернии, в селе Баранья Гора. И именно его кисти принадлежат наброски Торжка, разрушенного фашистскими самолетами. Эти этюды были написаны в дни войны. И стали живым ее свидетельством, сохранили для потомков несгибаемость города, который можно разрушить, но нельзя взять, силу и боль его жителей. И надежду на мир и возрождение: у разрушенных домов вопреки всему  цветет сирень, а башни храмов, пусть даже оставшихся без куполов, по-прежнему устремляются в небо.

А в Орле хранится множество пейзажей Ивана Митрофанова, вдохновленных тверской землей, особенно «бакунинскими»  местами. Неудивительно, что возникла идея общими усилиями организовать выставку, посвященную судьбе и творчеству живописца.

По следам берестяных грамот

Перспективное направление сотрудничества обозначил и Новгород.

– Наши города объединяет много лет совместной истории. И одно из самых значимых ее свидетельств – берестяные грамоты. Если Новгород – «столица» русской письменности, то Торжок по количеству найденных берестяных грамот на третьем месте в России.  И  главный фокус нашего будущего сотрудничества – история русской письменности. Хотим сделать маршрут, который объединит Новгород, Торжок и Старую Руссу, – делится  Ольга Соболева, заместитель директора по развитию и внешним связям Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Чудо рук человеческих

А  завершилась трехдневная конференция традиционным августовским фестивалем художников и ремесленников. В Новоторжском кремле прошел День Левши.

–  13 августа отмечается Всемирный день леворуких. Обычно мы приурочивали День Левши к нему, делая акцент на мастерстве рук человеческих и творческом мышлении. А сегодня наш специальный гость – город Орел – задал немного другой, литературный формат. Главными героями праздника сегодня стали лесковский Левша и, конечно, его создатель, – рассказывает директор ВИЭМ. –Расширить культурную программу помогли и торжокские золотошвеи, и Тверской объединенный музей, и творческие коллективы города и района..

На литературной площадке проходят конкурсы и викторины, посвященные творчеству Лескова. А всего на фестивале работает около десятка площадок: библиотечная, кулинарная, детская, кузнечная,  выставочная. Здесь, кстати, представили свои работы не только мастера, имеющие дело с огнем и металлом, но и резчики по дереву.

Вот в сложных переплетениях листьев угадываются лица древних лесных духов и очертания животных. А рядом – строгие бюсты поэтов и писателей. Паустовский в обрамлении березового капа. Есенин из светлой, золотисто-медовой липы… Все это – творчество мастера Юрия Иванова.

А некоторые работы кузнеца, живописца и конструктора Александра Кононова представлены только на фотографиях. Ну как, скажите, привезти на территорию городского вала трехметровую скульптуру в стиле стим-панк?

– Вы можете увидеть их у моего дома, здесь недалеко, – говорит мастер. И заинтригованные гости идут тихими торжокскими улочками, меж яблоневых садов, которые просто усыпаны плодами, чтобы сфотографироваться рядом с роботом-байкером и долго изучать автомобиль ручной работы. Который, кстати, вполне на ходу и на дорогу не выезжает только по юридическим причинам: получить документы на машину, которую владелец собрал сам «с нуля»,  от рамы до двигателя, проблематично.

Участники праздника могли также оценить искусство тульских оружейников и мощь советских танков. На фестивале в этом году попробовали  раздвинуть границы не только времени (это в Новоторжском кремле уже давно умеют), но и пространства. Свои презентации и онлайн-экскурсии представили Тульский оружейный музей, военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», что в Белгороде, литературные музеи Орла, «Русский Парнас» – музей-усадьба «Остафьево».

Так что в Торжке снова удивили гостей, даже тех, кто праздники на городском валу посещал уже не раз.

Маргарита ВАСИЛЬЕВА

Источник: https://vedtver.ru/news/culture/leskovskij-levsha-i-hraniteli-istorii-muzejnaja-konferencija-v-torzhke-zavershilas-festivalem/