К 215-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. О духовном наставнике Матвее Константиновском

В Торжке в 1772 году было открыто Духовное училище (одно из первых в Тверской губернии), в котором учился духовный наставник Н. В. Гоголя в будущем известный церковный деятель отец Матвей Константиновский. Как знать, может быть, именно интеллектуальная атмосфера Торжка повлияла на формирование мировоззрения отца Матвея, и, следовательно, на умонастроение великого писателя.

С Торжком мистическим образом связано имя Матвея Константиновского. Он родился в 1791 г. в семье дьякона Троицкой церкви села Константиново Новоторжского уезда. В 1799 он был определен в Новоторжское духовное училище, которое в те годы находилось при Борисоглебском монастыре. Не имея собственной фамилии, Матвей получил её в училище от названия своего села. (Запомните это название, оно еще всплывет в истории Торжка). Затем он поступил в Тверскую духовную семинарию, и после ее окончания в 1813 г. был рукоположен во диакона погоста Осечно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, где прослужил до октября 1820 года. Будучи служителем этой церкви, он сильно заболел и получил исцеление в Торжке в котловане строящегося Спасо-Преображенскогого собора. Он сам так рассказывал об этом: «Был я еще дьяконом в селе Осечне Вышневолоцкого уезда, у меня сильно болело в груди. Я отправился в Торжок посоветоваться с врачом. Врач нашел, что у меня чахотка, и советовал оставаться в Торжке. У сельского дьякона какие же средства? Нужно нанять квартиру, купить лекарства, поблагодарить врача, — не из чего было. Делать нечего — отправился я домой, но с уверенностью, что Господь, если нужна еще моя жизнь, или пошлет средства, или Сам поможет. Дома боль в груди, особенно к весне, становилась сильнее и сильнее; стал чувствовать одышку, сил становилось все меньше. Весной опять я поехал в Торжок. Лекарь, с которым я советовался прежде, нашел болезнь мою в сильном развитии и говорил, что едва ли удастся помочь, если бы я и остался в городе. Пришел на квартиру, грустно мне стало, очень грустно. В то время в Торжке все говорили о благоверной Иулиании, о том, что при разборке старого собора нашли ее гробницу, а на месте, где стояла гробница, открылся ключ; все берут воду, и многих она исцеляет. Радостно осенила меня мысль — не готовит ли Господь в этой воде и мне помощи? Помолился я Богу и пошел к собору. Было к вечеру; народу очень много, и все старались попить водицы. По молитвам благоверной Иулиании и я протеснился к тому месту; гляжу — а водицы нет, одна только жидкая грязь. В углубление земли, где стояла гробница, вода по причине весны натекала сверху, а ключа тут не было; за ночь водицы насочится, а за день все разберут, много было верующих. Призвал я на помощь святую мученицу, зачерпнул горстью этой грязи и со всей верою, какая была у меня, выпил. Я тогда тотчас же почувствовал свежесть в груди. Господь брением исцелил очи слепорожденному — брением и меня, по молитвам благоверной Иулиании, исцелил от чахотки. Вот уже пятьдесят лет теперь, а, слава Богу, я никогда после того не чувствовал боли в груди».

Матвей Константиновский и Гоголь

О необыкновенном ржевском священнике Гоголь узнал от А. П. Толстого в 1847 году, находясь в Неаполе, где он тяжело переживал неуспех своей новой книги «Выбранные места из переписки с друзьями», осуждаемой повсеместно как хулителями, так и друзьями и почитателями писателя. В свете этого Гоголь в первом своём февральском письме обратился за мнением о книге к ржевскому протоиерею. Отец Матвей негативно отозвался об этом сочинении. В 1848-ом году Гоголь лично познакомился с Константиновским, их переписка и общение длилась вплоть до загадочной смерти Гоголя в 1852 году. В ней некоторые современники обвиняли о. Матвея. Так это или нет, сказать трудно, но совершенно определенно Матвей оказал большое влияние на развитие в Гоголе его мистического мироощущения.
Уже будучи знакомым с о. Матвеем, Гоголь посетил Торжок вместе с Аксаковым и его сестрой Варей.

Прот. М. А. Константиновский. Портрет. Неизвестный художник. 50-е гг. XIX в.