Культурный сезон в усадьбе «Знаменское-Раёк» открыт

Усадьба Знаменское-Раек снова встречает гостей. 16 июля здесь стартовал «Культурный сезон-2022». Первую экскурсию и лекторий посетили более 70 туристов.
Сейчас, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, усадьба возвращается к жизни. Напомним: в мае этого года, на Круглом столе, посвященном ее сохранению и развитию, заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Наталия Чечель отмечала: здесь должны проходить «культурные мероприятия: концерты и лекции арт-тематики, архитектуры и искусства, чтобы усадьба уже ожила».
В этот день прошла первая авторская экскурсия. Ее провела Елизавета Лихачёва, директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

– Сегодня мы увидим один из наиболее выдающихся памятников русской архитектуры. Этот памятник по значимости входит в первую тройку русских усадеб, не принадлежащих царской семье. Пока он выглядит не очень похожим на музей, нуждается в реставрации, но это уже музей, рассказывает Елизавета Станиславна.

– Для нас сегодня знаменательный день. Мы уже четыре месяца здесь работаем, и работаем на результат. Составлены сметы, одна из них уже прошла госэкспертизу – и первым шагом станет реставрация Главного дома, – отметила директор ВИЭМ Ирина Жукова.

Все, кто хоть раз был в Райке, понимают, почему эту усадьбу называли «гимном любви» генерала-аншефа Федора Глебова к красавице-жене, Елизавете Стрешневой. Воплощение замысла генерал доверил самому романтичному из всех архитекторов: гениальному Николаю Львову, человеку энциклопедических знаний и невероятной фантазии.
«Гений вкуса» точно знал, что такое любовь, и на что способен мужчина ради любимой женщины: ведь его собственное супружество с Марией Дьяковой было удивительной, романтической, и даже приключенческой историей. Поэтому чувства Федора Глебова он понял, и заставил каждый камень в доме и каждую аллею в саду говорить о них. И это не образное выражение: гениальный архитектор, новатор и изобретатель, Львов ещё в XVIII веке создал здесь «умный дом», где каждая деталь проникнута заботой. Например, круглая колоннада двора не символизировала ожерелье, как принято считать, а работала, как солнечные часы. И заодно позволяла организовать движение гостевых экипажей без заторов. А зелёный луг перед домом даже в самый сильный ливень не превращался в лужу благодаря дренажной системе, которая функционирует по сей день.
Про сад мы упомянули не случайно: парковая зона, восстановление которой уже началось, представляет не меньшую ценность, чем сами строения. И дело не только в том, что в этом парке растут легенды (например, трехсотлетняя сосна, посаженная ещё первым владельцем усадьбы) и располагаются уникальные инженерные конструкции XVIII века (каскад прудов). Это неотъемлемая часть памятника, тот «портал», что ведёт из раздолья русских полей в мир русского же палладианства.
Гости усадьбы смогли погрузиться в этот мир и в полной мере осознать гениальность Львова и весь масштаб воплощения его замыслов.

Собравшиеся оценили архитектурные эффекты, которые формируют зрительное восприятие местности (и это стало поводом задуматься о правде искусства и правде жизни). А затем прослушали лекцию по истории архитектуры, узнали секреты древних зодчих, позволявшие строить грандиозные сооружения, как Парфенон и Колизей, перенеслись в эпоху возрождения и познакомились с наследием Андреа Палладио, труды которого Николай Львов брал за основу. И проследили путь архитекторов-палладианцев от эпохи Львова до советских времён, от Италии до США.
У экспертов тоже нашлось немало тем для обсуждения: для них культурное мероприятие плавно перешло в рабочую встречу.

– Нельзя забывать, что у нас, под Торжком, есть Никольское-Черенчицы, место детства и семейной жизни Львова, его становления, творческой деятельности, вдохновленной самыми дорогими ему людьми. Если говорить о музее, посвященном именно судьбе нашего гениального земляка, то его уместнее устроить там. А здесь – прекрасно сохранившееся пространство, где можно сделать архитектурный музей. Точнее, даже центр изучения русского палладианства – не обычный музей, а научно-исследовательский. С собственной библиотекой, с образовательными программами для студентов, аспирантов. То есть, тематика новоторжских усадеб не должна дублироваться, она должна дополнять друг друга, – замечает доктор искусствоведения, кандидат архитектуры, профессор МАРХИ Илья Путятин.

– Понадобится немало усилий, чтобы привести здания в порядок. Но большая удача, что архитектура полностью сохранилась. Даже оранжерею можно восстановить. Эта усадьба действительно может стать центром изучения архитектуры на Тверской земле. Ведь, кроме Львова, у нас был и Чевакинский, и многие другие. Комнаты главного дома идеально подходят для аудиторий. Здесь могут проходить практику студенты, здесь можно проводить мастер-классы для одаренных детей, организовывать пленэры. С нетерпением ждём начала реставрационных работ, – говорит Ирина Калугина, главный архитектор Центральных архитектурных проектных мастерских.
Специалисты обозначили и другие направления для исследований. Так, немалую роль в русской истории сыграли хозяева усадьбы – семейство Глебовых-Стрешневых. Необычна судьба и последних ее владельцев, Дубасовых. Они приобрели «Раек» уже в XIX веке, когда большие загородные усадьбы уже считались проектом убыточным.

– Очевидно, с ними произошло то же, что и с нами сейчас, – они влюбились в творчество Львова и стали делать все возможное, чтобы его сохранить, – замечают участники рабочей группы.
В этот день открыл двери Главный дом, сердце усадьбы. Посетители смогли увидеть лестницу со световым окном, по которой «поднималось солнце», побывать в легендарном бальном зале с «качающимся» полом, обратили внимание на удивительные фрески – зодиакальный круг на потолке. Возможно, этот рисунок несёт в себе определенные пожелания, адресованные владельцам усадьбы, надо их только расшифровать. А ещё здесь прошла первая художественная выставка картин из личной коллекции семьи Кононовых: в старинных комнатах великолепно смотрелись картины с видами окрестностей. Посетители выставки не могли не заметить: система освещения в доме просто создана для экспозиций – очертания рвутся из рам и пытаются вписаться в реальное пространство, а краски просто светятся.
И стоит отметить: наследие Львова вызывает у жителей и гостей Тверского края самый живой интерес. Билеты на открытие Культурного сезона раскупили буквально за три дня.