«Ночь музеев»: ВИЭМ провел два экспериментальных проекта по обмену интерактивными площадками

В «Ночь музеев» Всероссийский историко-этнографический музей провёл сразу два экспериментальных проекта по обмену интерактивными площадками. Формат и тематика программ необычны для профилей музеев-участников. В фокусе проектов было не только сохранение культурного наследия России, но и передача знаний, обмен мыслями и находками через артефакты и коллекции, легенды и биографии.
Впервые в Торжке ВИЭМ совместно с Российским национальным музеем музыки представил межмузейный мультимедийный проект «Со своей колокольни». Проект открылся «в двух измерениях»: реальном и виртуальном. Посетители погрузились в суть музейного эксперимента: исследование фондовых предметов каждого музея, построение ассоциативных рядов, разгадывание неочевидных связей, сравнение противоположностей: инструменты рабочие и музыкальные, предметы повседневного обихода и творения искусства.
Второй театрально-музыкальный эксперимент «Приоткрывая занавес» организован ВИЭМ и Музеем МХАТ. Посетителям была представлена литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и судьбе одного из основателей Московского Художественного театра в исполнении Заслуженного деятеля искусств РФ, Заслуженного артиста РФ Василия Немировича-Данченко и его супруги, профессора кафедры фортепиано МГУК, Лауреата театральной премии имени К. Станиславского Анжелики Немирович-Данченко.
«Мы присутствуем на потрясающем, уникальном событии. Особенно значимо, что оно происходит в трижды юбилейный год: в 2023 году мы празднуем 125-летие со дня создания Московского художественного театра имени А. П. Чехова, 35-летие ВИЭМ, недавно отметили 200-летие со дня рождения Александра Островского, без гения которого невозможно представить русскую культуру и русский театр», – отметила на торжественном открытии министр культуры Тверской области Ксения Глинка.
Восхищённый зал погрузился в атмосферу конца XIX века и бурного начала века двадцатого. Зрители вникают в идеи беспокойного режиссёра и соглашаются с доводами Владимира Немировича-Данченко: русскому театру необходима реформа.
«Для нашего спектакля этот год тоже юбилейный. Уже 30 лет он идёт на сцене МХТ имени А. П. Чехова. И было чрезвычайно интересно участвовать в этом театрально-музейном эксперименте. Безусловно, атмосфера и легенда места играет большую роль. И между музеем и театром действительно существует очень прочная связь. Сегодня драматургия обретает новые формы, часто театр черпает вдохновение в истории, питается знаниями и достижениями музеев. А сыграть на сцене можно всё – вплоть до архивных документов. Что, собственно, мы и делаем в этой постановке», – прокомментировала Анжелика Немирович-Данченко.
«Эта «Ночь музеев» проходит под эгидой Островского. Дом Островского – это, конечно, Малый театр. А МХТ – это Чехов. Но и Островский, и Чехов – мастера психологии, их творчество строится на глубоком знании человеческой души, реалий русской жизни. Владимир Иванович Немирович-Данченко соединил эти два имени, обозначив путь развития театра «от Островского к Чехову». Сегодня есть два варианта театрального искусства: развлекательная концепция и углубление в жизнь. Правда жизни – это и есть главный принцип МХАТ», – добавил Василий Немирович-Данченко.
Продолжило театральную тему выступление коллектива «Вне…Театр» под руководством Григория Южакова, актёра и режиссёра Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой. Зрителям была представлена иммерсивная театрализованная лекция «Островский. Всегда». Артисты в диалоге со зрителями побывали «на судебных процессах», состязались в знании русских пословиц, многие из которых стали названиями пьес, и попытались найти ответ: почему произведения Островского неподвластны времени.
«Островский показывает, что подлинный талант, бескорыстная любовь к искусству и театру поднимают, возвышают людей. И зритель ощутил, что пьесы актуальны и сегодня, и через 200 лет будут также ставить Островского, находя в них что-то созвучное своей эпохе. И в этот же вечер посетителям дома-музея Станиславского ВИЭМ представил этнографическую программу «Уездный город Черёмухин». Увлечённые театралы познакомились с уездным купеческим городом, каким его увидел Островский, открыли для себя этнографические традиции, обряды народных праздников, правила салонных игр, воссоздали под руководством мастеров удивительные мотивы новоторжского золотного шитья, металлизированного кружева и набойки по ткани», – отметила в своём выступлении директор ВИЭМ Ирина Жукова.
Ярким завершающим аккордом Ночи прозвучал виртуозный концерт джазовой музыки тверского квинтета «No Indifference». Яркие тембры инструментов, высокий профессионализм исполнения, разнообразный репертуар, обаятельные музыканты позволили посетителям насладиться лёгкой популярной джазовой музыкой, которая объединяет людей на всех континентах.