В чем секрет тверских «манер»

В Этнографическом центре ВИЭМ открылась выставка «Волшебная карусель, или как тверские манеры создавали архангельские платья». Этот совместный проект реализуют Всероссийский историко-этнографический музей и Архангельский государственный музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
– Сегодня мы открываем не просто выставку, это начало большого межмузейного проекта. Наша цель – сохранять и рассказывать. Эта выставка, хоть и находится в небольшом камерном зале, результат большого общего труда и исследовательского поиска, – говорилось в приветственном слове директора ВИЭМ Ирины Жуковой.
– Совместная выставочная деятельность становится значимым трендом в работе музеев. Это серьёзный шаг на пути взаимного продвижения регионов. Это наш первый опыт, и уверен, не последний. Мы привезли в Торжок 38 предметов из наших фондов, особенно интересно сравнить осташковские «цветы» и доски для кубовой набойки из фондов нашего музея, – заметил заместитель директора по развитию и работе с посетителями Архангельского государственного музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» Михаил Орлов.
Эта выставка, как и многие проекты ВИЭМ, проходит при живой и активной поддержке администраций города и района.
– Ценно, что команда ВИЭМ находит единомышленников за много километров от Торжка. И, объединив усилия, предлагает продукт, который так востребован. Сегодня особую ценность приобретает сохранение культурного наследия, и выставочная деятельность – это не просто организация досуга жителей и гостей города. Это образовательная, просветительская деятельность, благодаря вам люди знают и помнят свои корни, – отметила заместитель главы администрации Торжокского района Марина Федоткина.
Эта выставка знакомит со старинным промыслом – набойкой по ткани.
Надо сказать, к теме этого промысла ВИЭМ уже обращался несколько лет назад. В фондах ВИЭМ хранятся 19 набойных досок из Осташковского района, эта коллекция также представлена в экспозиции. На её основе был создан проект «Осташи – хороши». Но хотелось представить не только инструмент, но и результат. Не только «манеры» (таково старинное название набойных досок, хотя именно в Осташкове их как раз называли «цветы»), но и платья, узоры и орнаменты, которые создавали с их помощью. При сотрудничестве с музеем «Малые Корелы», где хранится богатейшая коллекция текстиля, это удалось.
В выставочном зале – прекрасно сохранившиеся образцы кубовой набойки на синем фоне. Сарафаны из разных губернии русского Севера, платки и шали. Сохранность экспонатов поразительная: краска не сошла, узоры не деформировались. А ведь в этих нарядах и работали, и хороводы водили. Вот что значит – сделано на совесть!
И самое интересное – эти неповторимые наряды созданы с помощью инструментария, изготовленного тверскими резчиками. Верхневолжье было признанным центром резьбы по дереву, здесь производили набойные доски с уникальными орнаментами (например, геометрия – довольно редкий по тем временам узор), их ценили по всей России.
Как рассказывает Светлана Никитинская, заведующая экспозиционным отделом музея «Малые Корелы», сходство бытовых и ремесленных традиций Верхневолжья и русского Севера поразительно.
– Тематика нашего первого совместного проекта выбрана в самую точку, потому как в Тверской губернии находился крупный центр по изготовлению набойных досок. Мастера набойки покупали их на крупных ярмарках, возможно, какие-то из орнаментов «прибыли» в наш край из Торжка.
Посетители выставки узнают, как работали артели красильщиков (обычно семейные), как распределялся труд – каждому по силам, познакомятся с технологией процесса. На выставке также была представлена книга-раскраска «Как Гриша цветы и оживки вырезал» – ВИЭМ сегодня единственный музей в России, где предлагается такая необычная форма интерактива, как работа со специально созданной для этой цели книгой.
С развитием ситценабивной промышленности кубовая набойка стала уходить в прошлое, и к 30 годам прошлого века превратилась уже в архаику. Но узоры, символы и орнаменты, сохранившиеся с древнейших времен, получили свое продолжение в фабричных масштабах. Некоторые из них (те же пестрые «огурцы», тонкие изящные веточки или геометрические узоры) по сей день периодически оказываются на пике моды.
– Все в этом мире циклично, все возвращается. Сегодня популярны природные материалы, ручная работа. А где лен, там и набойка. Традиционное искусство России возрождается, и проект «Волшебная карусель» – серьёзный шаг в этом направлении, – считают организаторы выставки.