Коклюшечное кружево в фонде ВИЭМ

В числе разнообразных коллекций Всероссийского историко-этно-графического музея имеется фонд тканевых источников, включающий коллекции «Вышивка», «Обувь, кожа», «Одежда», «Кружево, трикотаж», «Изделия из ткани». В состав фонда входят в основном ткани русского производства XVIII – XXI веков (льняные, крапивные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные и синтетические) как в образцах, так и некоторых типах предметов из них (постельное и столовое белье, узорное ткачество платки, ленты), русский народный костюм, городской костюм, включая головные уборы, обувь и такие аксессуары, как сумки, пояса, зонты, и прочее, военная и гражданская униформа XIX – XX веков, произведения прикладного искусства, включающие коллекцию вышивки, особо значимую часть которой составляют произведения золотного шитья XVIII – ХХ веков, предметы из кожи и бисера. Больше тридцати процентов всего фонда тканевых источников составляет коллекция «Кружево и трикотаж», включающая плетёное и тамбурное кружево XIX – XX веков.

Кружевницы, создавая изделия, вкладывают в кружево не только ма-стерство своих рук, но и всю теплоту и глубину женской души. Это и наша история, наши корни. Развиваясь одновременно с другими видами искус-ств, кружево кроме чисто бытового назначения обрело и вторую, не менее важную функцию – способствовать формированию и развитию художественного вкуса людей, пробуждать их творческую активность.

В древнерусском быту под словом «кружево» понимали самые раз-ные отделки, которыми обрамляли по краю одежду или какие-либо изде-лия. Они могли быть шитые, тканые, выполненные из тесьмы, низанные жемчугом или плетёные из нитей. Только с течением времени слово «кру-жево» укрепилось за ажурными изделиями из ниток, не имеющими тканой основы.
Кружево бывает вязаное на спицах или крючком (тамбурное), шитое иголкой, плетёное в технике макраме, плетёное челночком (фриволите) или на коклюшках. Именно о коклюшечном кружеве сейчас и пойдёт речь.

Плетёное кружево изготавливается в основном двух видов: сцепное (когда путём соединения различных элементов выплетаются большие изделия – от салфеток до блуз, пелерин и платьев) и мерное (или численное), когда изготовляется длинная полоса относительно неширокого кружева для отделки одежды или предметов интерьера.
Плетение выполняется на туго набитом валике (подушке), установленном на подставке так, чтобы плетее было удобно (ловко, прямо) сидеть и работать, и осуществляется при помощи коклюшек – маленьких шпулек с длинной ручкой.
Коклюшки обычно делают из дерева. При работе с больших количеством коклюшек раздаётся легкий перезвон от ударов коклюшек друг от друга.
На коклюшки наматываются нитки, обычно коклюшки используются парами. В крупных изделиях применяется одновременно до восьмисот пар, то есть до тысячи шестисот коклюшек.
Нити, идущие от коклюшек, придерживаются на валике металлическими булавками. Булавками же закрепляется на валике сколок – рисунок, перенесённый для плетения на бумагу. Булавок при плетении даже простых численных кружев требуется большое количество, поэтому начало плетения коклюшечных кружев и связывают с развитием производства металлических булавок

Крупные и штучные изделия, а также мотивы выплетаются сцепной техникой плетения. В сцепной технике, как и в многопарной, применяются полотнянка, плетешки и насновки (в основном зерновидные, реже квадратные), сетка и решётки.
Сцепное кружево состоит из двух частей: основного узора и решёток. Формы основного узора образуются непрерывно изгибающейся тесьмой, выполненной плотным плетением: полотнянкой или сеткой. Изгибы тесьмы называются вилюшками. Узоры сцепного кружева разнообразны.
Плетение сцепного кружева основано на сцеплениях: петелек по краям полонянки при соединении вилюшек, решёток в процессе их плетения и решёток, соединённых с основным узором. Места соединения петелек называются сцепками. Сцепки выполняются при помощи тонкого вязального (тамбурного) крючка.
Сцепное кружево выплетается частями: в зависимости от узора в од-них случаях сначала выплетаются вилюшки, в других – решётки. Плетут сцепное кружево небольшим количеством пар, которое может меняться в процессе плетения.
Парной или многопарной техникой плетения выплетается кружево мерное (или численное), когда изготовляется длинная полоса относительно неширокого кружева для отделки одежды или предметов интерьера. Название кружева «парное» (или «многопарное») происходит оттого, что этот вид кружева выплетается многими парами коклюшек.
Парное кружево может иметь следующие формы: прошва, край и аграмант. У прошвы обе кромки ровные; край имеет одну кромку ровную, а другую зубчатую; у аграманта обе кромки зубчатые.
Основной узор располагается в центральной части кружева и состоит из простейших геометрических фигур разной плотности плетения, данных в ритмическом чередовании.
Для придания выразительности рисунку, для подчёркивания основ-ной линии орнамента при плетении кружева часто используется приём, именуемый «скань» – виток из ниток другой толщины или фактуры, чем основные нитки кружева. Чаще всего скань выплетается в середине полосы полотнянки.
Плетёное кружево существует как самостоятельное изделие и как де-таль украшения предметов одежды и интерьера.