В рамках XVII Всероссийского фестиваля исторического кино «КиноВЕЧЕ» в Гостинице Пожарских прошел музыкальный киносеанс «Пушкиниана»

С 21 по 25 сентября в Твери и Тверской области проходило главное культурное событие региона — XVII Всероссийский фестиваль исторического кино «КиноВЕЧЕ» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Правительства Тверской области. Одной из его площадок стал Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке.

В Гостинице Пожарских представили фильмы, которые не так-то просто найти в прокате. Редкие ленты из архивов Госфильмофонда, немое кино 1910-1913 годов. Музыкальный киносеанс «Пушкиниана» напоминает и о предстоящем пушкинском юбилее, подготовка к которому уже началась, и о 150-летии одного из первых русских кинорежиссёров Петра Чардынина, которое отметили в феврале этого года. Вниманию зрителей были представлены киноленты, без преувеличения, вошедшие в историю русской культуры: «Русалка» (1910), «Пиковая дама» (1910) и «Домик в Коломне» (1913). Автор последних двух – Пётр Чардынин. По его работам можно проследить, как зарождался русский кинематограф: до 1917 года Чардынин успел поставить около 200 фильмов, из которых сохранились только 34.
Зрители не только увидели уникальное кино, но и услышали неповторимую музыку в исполнении пианиста-тапёра Госфильмофонда России Сергея Аксёнова.

Многие зрители были удивлены: разве такая профессия, как тапёр, существует и по сей день, она осталась не только в книгах и фильмах? Какова задача тапёра в XXI веке?
– Создавать атмосферу. На самом деле эта профессия никогда и не уходила в прошлое. Я уже 20 лет работаю в кинотеатре «Иллюзион» Госфильмофонда, – рассказал Сергей Аксенов.
В последние годы наблюдается волна интереса к истории, к культурной традиции, в том числе и к немым фильмам. Так что роль тапёра-музыканта, вживую сопровождающего действие на экране, музыканта-иллюстратора, сегодня вполне актуальна.

– Закономерно, что пушкинская тематика включена в программу Всероссийского фестиваля исторических фильмов. Без Александра Сергеевича невозможно представить не только русскую литературу, но и русскую культуру во всех её проявлениях – кинематограф, музыка, театр. И замечательно, что именно Гостиница Пожарских стала местом встречи пушкинских сюжетов и мастерства первых русских кинорежиссёров. Это не только погружение в дореволюционную эпоху, это так же и связь поколений, шаг к возрождению традиций, которые помним мы и наши родители. Ведь в советские времена в этом здании проходили киносеансы. И мы готовы к дальнейшим творческим экспериментам в этом направлении, – отметила директор ВИЭМ Ирина Жукова.