Что связывает Есенина с Торжком: музеи России продолжают обмен площадками

Инициированный Всероссийским историко-этнографическим музеем творческий межмузейный проект по обмену музейными площадками продолжается. Теперь к нему присоединился Государственный музей-заповедник С. А. Есенина в селе Константинове. Этой весной в «Ночь музеев» он обменяется площадками с ВИЭМ. Сотрудники Всероссийского историко-этнографического музея направились в Рязань, чтобы обсудить подготовку мероприятия.
Напомним, этот необычный и удивительно интересный проект уже третий год собирает множество зрителей и с каждым годом расширяется. В него уже вошли ВИЭМ, Государственный музей-заповедник «Бородинское поле», Национальный музей Республики Татарстан, Музей МХАТ, а теперь к участникам творческого эксперимента присоединился Музей-заповедник в Константинове. Его посетители увидят этнографическую программу ВИЭМ и познакомятся с обычаями древнего Торжка, а Торжок посетит гений самого лиричного поэта.
– Торжок уже принимал в «Ночь музеев» гусаров Бородино, а в прошлом году из наших музейных залов можно было попасть за кулисы МХАТ. Теперь хотелось бы прикоснуться к есенинской тематике. Посетителей «Ночи музеев 2024» планируем познакомить с традициями рязанской земли, а жителей Рязани – с новоторжскими. Это будет очень яркий пример этнографического разнообразия, многогранности и богатства традиций России, – пояснила директор ВИЭМ Ирина Жукова.

И это будет уникальное прочтение «Ночи музеев». На площадках двух регионов с богатейшей историей русская провинция встретится с русской провинцией, купеческая Русь Торжка – с Русью крестьянской, воспетой Есениным. Сотрудники есенинского музея-заповедника привезут в Торжок прекрасную выставку и этнографический спектакль, посвященный свадебным обрядам Рязанской области в исполнении этнографического театра «Звонница».
Нет сведений о том, что Есенин когда-либо бывал в Торжке. Впрочем, проездом из Москвы в Санкт-Петербург и обратно здесь бывали все, кто путешествовал между двумя столицами. Но связь Есенина с Тверской землёй намного прочнее, чем короткая остановка на станции. Известно, что поэт как минимум трижды посещал Тверской край. 9 июня 1924 года он выступал на творческом вечере в Твери по приглашению Тверского литературно-художественного общества и, по воспоминаниям очевидцев, произвёл просто невероятное впечатление на слушателей.
«Первым на сцену вышел Есенин. Он был встречен громом аплодисментов и приветственными возгласами. Это ободрило всех нас, устроителей концерта, и, видимо, понравилось самому поэту. Восторженная встреча показала, что и наши горожане, особенно молодёжь, знают и любят поэзию Есенина. На этом вечере поэт был, как говорят, в ударе. Он читал изумительно, неподражаемо», – писал об этом литературном вечере поэт и журналист Ефим Шаров.

Кроме того, известно о встрече Сергея Есенина с «всесоюзным старостой» Михаилом Калининым в сентябре 1923 года, для этого разговора поэт тоже приезжал в Тверскую губернию. Также он навещал своего друга и «коллегу» по поэтическому цеху Сергея Клычкова на его родине, в деревне Дубровки, неподалёку от Кимр.
А непосредственно с Торжком поэта связывают тонкие невидимые нити. В первую очередь, это, конечно, Пушкин. Есенин очень чтил Александра Сергеевича и не раз говорил, что ему очень хотелось написать поэму, в которой Пушкин был бы показан среди простого народа – крестьян, торговцев, странников… Быть может, на ярмарке. Или в дороге, в трактире. Наверное, если бы такая поэма была написана, местом действия для неё мог бы стать Торжок, где Пушкин останавливался неоднократно, и не исключено, что главные события могли бы разворачиваться в гостинице Пожарских.
И ещё одна неочевидная связь: Есенин, Торжок и Толстой. Новоторжский край и его люди (Василий Сютаев, Екатерина Бакунина) оказали немалое влияние на мировоззрение писателя. А последней женой Есенина стала внучка Льва Николаевича, Софья Толстая, хранительница наследия своего великого деда, а потом и талантливого мужа.

– Мы обмениваемся тематическими площадками с теми музеями, с которыми нет очевидных и явных пересечений, но при желании каждый участник событий может найти и почувствовать собственные параллели, на более тонком, глубоком, ассоциативном уровне. Сейчас обсуждаем с коллегами из Государственного музея-заповедника С. А. Есенина организационные моменты, – говорит Ирина Жукова.